Ежедневно Днепровский железнодорожный вокзал встречает 40 тысяч пассажиров и столько же провожает в путь. За год количество туристов достигает здесь 15 миллионов человек, сообщает «НМ». Из них единицы знают историю Привокзальной площади.
— Площадь при станции вокзала Екатеринослава (потом Днепропетровска) — одна из самых молодых площадей в городе, — говорит научный сотрудник «Института истории Днепра» Валентин Старостин.
По его словам, все это была огромная территория станции и пристанционной колонии с жилыми домами и учреждениями станции. И через узкий проезд от Екатерининского проспекта (около нынешнего управления железной дороги) площадь перед вокзалом соединялась с городом.
Город разрастался, а с ним — и количество приезжих. И вокзал, и площадь уже не могли вмещать такое количество человек. Поэтому «посыпались» проекты реконструкции.
Но только в середине 30-х годов был разработан первый проект реконструкции площади с большим ее расширением, с полноценным выходом на проспект.
— Более того, планировалось проложить коридор к Старомостовой площади, по которой должен был пройти трамвай и соединить ее с левым берегом, — сообщил Валентин Старостин.
По проекту 40-х годов Привокзальная должна была иметь сквер, памятник Григорию Петровскому, обелиск Победы, монумент Славы и фонтан с водяным зеркалом.
А трамвайное полотно планировалось перенести за линию площади.
— Планировалось расширение Сичевого переулка и прокладка через него проспекта, который должен был соединить площадь с ул. Рабочей напрямик, — отметил историк.
Кроме того, предполагалось, что улица Курчатова через фабричное кладбище выйдет непосредственно на проспект Нигояна.
То, что мы видим сейчас — реализация концепции 50-51 годов.
А в 70-х некоторые проектировщики-энтузиасты предложили снести все дома на Привокзальной, и ее саму, а также все, что было на площадях Петровского и Островского. Вместо этого создать единый транспортный узел из железнодорожного и автовокзала и аэропорта.
Однако поддержки эта идея не нашла, и проект не реализовали.
Сейчас композицию площади составляют четыре сооружения.
Пятиэтажка проекта Дмитрия Щербакова, с полукруглой стеной, выходящая на центральный проспект.
Напротив — симметричный, но все же иначе спроектированный дом Ивана Зайченко.
В центре — творение Владимира Зуева на 69 квартир.
А также — железнодорожный вокзал.
И о них мы расскажем в следующих публикациях.
Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра
Метки: История Днепра, Привокзальная площадь