Думаю, со мной согласятся все: состояние, когда душа поет, ни с чем не сравнимо. А если еще и голос от природы дан, это вообще замечательно. Разница только в том, что кому-то хочется в приподнятом настроении выйти на балкон, а кому-то — на сцену. И петь, никого не замечая… Но это в том случае, если на сцене больше никого нет. А если рядом еще несколько десятков не менее талантливых певцов? Тогда вместе вы — хор! Единый организм, который должен существовать по определенным законам. А мозг в этом организме – хормейстер. Заслуженного деятеля искусств Украины Валентина Пучкова-Сорочинского на эту должность пригласили через три года после открытия Днепропетровского театра оперы и балета – в 1977-м. И вот уже 19 лет он – главный хормейстер днепровской оперы.
— Валентин Николаевич, недавно вы отметили 65-летний юбилей. Это важная для вас дата?
— Абсолютно нет. Для меня никакие цифры не важны и возраста в принципе не существует. Просто есть определенные даты и вехи, ради которых живу. Они связаны с творческими победами, новыми спектаклями, интересными гастролями… То, что вспоминается, как говорится, с ходу, – гастроли в Китае летом 2017 года. Когда шел отбор, нашим конкурентом был хор одной из польских филармоний. Выбрали нас! А еще могу с уверенностью сказать, что хор днепровской оперы в десять раз лучше хора оперного театра Сан-Франциско, который тоже участвовал в отборе. Вообще традиционная китайская опера очень отличается от нашей: там, например, могут несколько часов петь только о том, что птичка куда-то упорхнула… А тут возникла идея показать оперу европейского образца. Американец ки тайского происхождения Брайт Шенг решил поставить на английском языке спектакль «Мечты красной комнаты». Получился международный проект стоимостью три миллиона долларов, для которого собрали лучших китайских солистов. В Китае мы находились полтора месяца. Выступали в четырех городах, премьера была в Пекине. Залы, в которых шла эта опера, просто великолепны! Представьте себе: если поставить друг на друга ЦУМ и «Пас саж», получится здание китайского оперного театра. Сцена раза в четыре больше, чем в нашем оперном. Кру гом – огромные экраны… Китайские поезда — это тоже нечто потрясающее. Расстояние в 1800 километров между двумя городами мы проехали за 4,5 часа! Пока что эти гастроли – творческий пик для нашего коллектива. Верю, что впереди не менее значительные проекты.
— А это значит, что сегодня днепряне могут по праву гордиться хором нашего театра оперы и балета.
— Безусловно! У нас собрался кол лектив высочайшего класса. Все это – жители нашего города. Знаю одну артистку, которая поет в Неаполе и вместе со своими коллегами снимает шестикомнатную квартиру за 500 евро. Конечно, при зарплате в три-четыре тысячи евро она запросто может себе это позволить. У нас другая ситуация… Сейчас наш хор — это коллектив, на бранный мною. В нем 51 человек, в идеале должно быть 60. У 80 процентов артистов – высшее музыкальное образование, среди них очень много выпускников Днепровской академии музыки им. Глинки. Хорошая вокальная форма помогает им справляться даже с самыми сложными задачами, например, петь лежа, как в «Кармине Буране». Они уже не могут быть статичными, как когда-то. Нужно действо и действие!
— Сегодня очень многие родители отдают детей обучаться вокалу. Однако вряд ли они хотят, чтобы те пели в хоре. Все мечтают, что ребенок станет солистом, который будет блистать в лучах софитов…
— Это неправильный подход, все равно, что вдалбливать ребенку с первого класса, что он будет президентом. Так можно и психику сломать. Пусть он подрастет, получит образование, наберется опыта… И потом сам решит, нужно ли ему вообще туда, наверх? Ведь ребенок, а затем и взрослый человек должен быть прежде всего счастлив. Мамам, беспокоящимся о будущем детей, я бы посоветовал по чаще бывать с ними в театре, повышать культурный уровень. Кстати, за рубежом музыкантов не учат на солистов – их учат петь в ансамбле. А это, между прочим, особый дар: не каждому дано играть в оркестре или петь в хоре. Если я соберу всех наших солистов и попрошу их спеть хором, знаете, что получится? Сплошной ор! Каждый будет доказывать свою неповторимость… А вот в итальянской опере, насколько мне известно, если заболел солист, дирижер запросто может вызвать из хора любого артиста и попросить его стать на замену. Так что не стоит думать, что в хоре поют вокалисты второго сорта. А вообще для настоящего музыканта заниматься музыкой – это уже счастье! Ну а петь, в принципе, полезно любому человеку: развиваются легкие, мозг… Если же ребенок не хочет посещать занятия по хору – не стоит его заставлять. У него должно быть право выбора. Пусть в хоре поют те, кому это действительно нравится!
— А должен ли артист хора соблюдать какой-то особый вокальный режим?
— Да, но ничего особенного в нем нет. Нужно не злоупотреблять холодным, алкоголем, достаточно спать. Знаменитая Софи Лорен говорила: «В 22.00 для меня никого не существует: ни детей, ни мужа, ни режиссеров… Я иду спать!» В результате – отличный внешний вид, прекрасная форма – как физическая, так и творческая.
— Чем вы будете удивлять днепровских зрителей в ближайшее время?
— Сейчас мы восстанавливаем оперу «Норма» Винченцо Беллини на итальянском языке, которая шла в нашем театре лет восемь назад. 2 июня в 18.00 приглашаем на спектакль. Кстати, многие интересуются, почему подобные оперы не идут на украинском или русском языках. Дело в том, что в этом случае не совпадет метроритм – текст придется существенно менять. Уверен, что лучше слушать его в оригинале, а перевод читать на экране, установленном над сценой. 21 июня в 19.00 добро пожаловать на бенефис нашего хора. Прозвучат популярные арии из опер и другие вокальные про изведения. В концерте также примут участие солисты, артисты балета. А в конце июня днепряне смогут увидеть обновленную оперу «Евгений Онегин» в постановке Жанны Чепелы. Так что до встречи в театре оперы и балета!
Категория: Архив, Новости Днепра, Новости Культуры Днепра
Метки: Днепропетровский академический театр оперы и балета, театр оперы и балета