Корреспонденты «НМ» решили пообщаться с женщинами, которые рискнули связать свою жизнь с формой и погонами. Мы поинтересовались: каково работать в окружении мужчин, не вредит ли профессиональный выбор личной жизни и влияет ли форма на сознание?
Еще несколько лет назад младший сержант Нацгвардии Татьяна Шкода и представить не могла, что сменит привычные красивые наряды на военную форму. Коррективы в планы выпускницы ДНУ им. Олеся Гончара внесла война.
Работая после учебы психологом в областном военкомате, девушка поняла, насколько важна и нужна ее профессиональная помощь тем, кто находится на передовой, кто возвращается потом к мирной жизни. Адаптация проходит очень непросто: «на гражданке» наши бойцы еще долго продолжают вести бой, спасать товарищей, прятаться от снайперов. Медики говорят, что раны душевные заживают гораздо дольше. А еще, как правило, в помощи специалиста нуждаются целые солдатские семьи.
— Недавно я работала с военным из Днепра, который уже не один год служит в АТО, — говорит Татьяна. – После ранения и контузии он вернулся в строй, а вот психологически… Его кошмары по ночам, раздражительность и уход в себя поставили семью на грань распада. А там двое маленьких деток. Пришлось, безусловно, поддерживать всех. Ситуация «ему сложно там – ей здесь» типична. Разногласия на этой почве, отчуждение и взаимные претензии преодолеть самостоятельно, по сути, невозможно.
Но чтобы помочь другим, нужно самому разбираться в том, что происходит, видеть и понимать процесс изнутри. Поэтому Татьяна и поехала на Донбасс.
— Свою первую командировку запомнила навсегда, — признается она. – Группа, в которой я была единственной женщиной, к месту назначения добиралась полем, где нас ночь и застала. Как психолог, я думала, что готова к любым моментам к жизни, но тут растерялась. Когда все нужно делать на ощупь, даже осознавая, что товарищи рядом, чувствуешь себя жутко. Страх и тревогу смог рассеять только рассвет.
Но в надежности сильного плеча Татьяна убедилась именно в мужском коллективе. А еще оценила толерантность и уважение сослуживцев по отношению к женской стати. Думает, что этому в армии способствуют и стандарты НАТО, и гендерная политика Министерства обороны.
— Собственно, и военную форму я надела благодаря мужчине, — признается она. – Мой избранник – кадровый военный, поэтому стал наглядным примером служения стране, преодоления трудностей, воспитания силы воли. Он и советом, и делом помогает. Но в то же время рядом с ним я чувствую себя слабой женщиной, которая всегда может положиться на своего рыцаря сердца. Он приучил меня к тому, что кофе в постель по утрам для любимой — не праздник, а норма. Что близкому человеку нужно дарить счастье всегда. Что время для сюрпризов, пусть и самых маленьких, необходимо находить даже в трудные минуты, когда, казалось бы, совсем не до этого. Что на внимание, заботу и любовь лимита быть не может.