В январе в художественном музее стартовал новый проект «Экспонат месяца» — «дебютанткой» стала картина Зинаиды Серебряковой «Портрет дочери Таты». А с 1 февраля на том же месте, на втором этаже в основной музейной экспозиции можно увидеть следующую «героиню». Это работа выдающегося живописца, мастера исторической картины Николая Ге «Любовь весталки».
Николай Ге (1831–1894) считается украинским и русским живописцем. Родился он в Черниговской губернии, был художником-передвижником, мастером портретов, а также исторических и религиозных полотен. Жизнь и творчество художника тесно связаны с Украиной: Ге учился на математическом отделении Киевского университета, однако позже страсть к рисованию вытеснила интерес к наукам. В 1856 году Николай Ге получил за картину «Саул у Аэндорской колдуньи» Большую золотую медаль Академии художеств и право на выезд за границу. Сначала Ге посетил Германию, Швейцарию, Францию, после несколько лет прожил в Италии.
В одном из самых красивых и романтичных государств Европы Николая Ге не покидает вдохновение. Он обращается к изучению памятников Рима, а в 1857–58 годах в двух вариантах пишет картины из жизни весталок – жриц богини Весты. Дело в том, что прелестные весталки давали обет целомудрия, которого должны были придерживаться 30 лет — в течение всего времени пребывания на службе Весты. По истечении этого срока они возвращались к своим семьям и лишь тогда могли наконец-то зажить полноценной женской жизнью и, например, выйти замуж. Но сердце и молодое тело просило любви гораздо раньше… Весталки носили длинные белые туники и повязки на головах, при жертвоприношениях закрывали лица. Их обязанностью было бдение священного огня и поддержание порядка в храме.
Такие картины хорошо сохраняются: живописи нужен свет, надолго прятать ее в фондах нельзя. Так что «выход из тьмы» этому этюду пойдет на пользу. Картину «Любовь весталки» можно увидеть до 28 февраля.
А еще они хранили обет целомудрия. Наказание за его нарушение суровое – несчастную фактически живьем закапывали. При этом считалось, что Рим не может брать на себя такой грех, как смертная казнь весталки, поэтому девушку замуровывали в камере с небольшим запасом пищи – там она умирала мучительной смертью, которая становилась наказанием за запретную страсть. Ну а ее соблазнителя просто засекали до смерти. Такой обычай поразил художника, и он изобразил на холсте тайную любовь, которая не знает преград…
— Весталки существовали в Риме до IV века, позже средневековые богословы считали их предшественницами монахинь, — рассказал ведущий научный сотрудник музея Сергей Головий. – Эту картину музею продала одна из родственниц жены Николая Ге в 1950-х годах. Всего у нас хранится шесть работ этого прекрасного художника. «Любовь весталки» необычна тем, что написана на бумаге, а уже затем наклеена на полотно. Возможно, у Николая Ге тогда просто не было под рукой холста, поэтому он и выбрал бумагу. Такие картины хорошо сохраняются: живописи нужен свет, надолго прятать ее в фондах нельзя. Так что «выход из тьмы» этому этюду пойдет на пользу. Картину «Любовь весталки» можно увидеть до 28 февраля. А 14 февраля в 14.00 приглашаем к нам всех желающих: будет интересная лекция, посвященная Дню святого Валентина, и еще кое-какие сюрпризы!
Юлианна Кокошко
Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Особое мнение
Метки: живопись, искусство, художественный музей