«Сын-первоклассник почти не слушает маму. Она не работает, занимается ребенком, мы хотим дать ему хорошее образование и воспитание. Но воспитание как раз и не выходит. Что нам делать?»
На вопрос отвечает детский психолог Марина Аникиеенко:
Ситуация в семье Олега не такая уж редкая. Гармоничные отношения между людьми могут быть только при уважении интересов обеих сторон. В семье действует тот же принцип. Ведь ребенок — «симптом» семьи, и ответственность за его поведение лежит на родителях. Дети имеют способность возвращать то, что получают. То есть возвращают родителям то, что они заслужили.
А теперь о причинах детского непослушания.
Отсутствие уважения. Некоторые родители никогда не учитывают желания, потребности ребенка. Тот в свою очередь начинает открыто бороться с родителями: не слушается, упрямится, делает на зло.
Жесткий контроль. Здесь имеет значение стиль воспитания. Если преобладает авторитарный, когда родители давят авторитетом, ставят много запретов, — порождается страх и ненависть к себе, если же попустительский, потакание во всем, — воспитывают эгоиста. Но существует третий вариант воспитания – демократический, вариант баланса, где есть место правилам и наказаниям, требованиям и свободе выбора, договоренностям и доверию.
Подражание стилю взрослых. Ребенок может копировать поведение родителей, то, как они общаются между собой и с другими членами семьи. В такой ситуации стоит контролировать свои эмоции, учиться быть мудрыми.
Неясная позиция родителей. Сегодня вы соглашаетесь и поддаетесь уговорам, потому что у вас хорошее настроение, а завтра отказываете или запрещаете. В результате ребенок не выполняет ваших требований. Установили какой-то запрет — будьте верны своему решению.
Недостаток внимания. Я говорю не о контроле распорядка, перебежек со школы на дополнительные занятия. Зачетом станет любящий взгляд, обнимашки-целовашки, беседа о друзьях, увлечениях и желаниях сына.
И напоследок поделюсь маленьким секретом: детей можно не воспитывать. Освободите себя от избыточной ответственности. Дети воспринимают в большей степени не то, что мы им говорим, а то, как живем сами. Пример жизнерадостных, увлеченных, любящих родителей воздействует вернее.