Вопреки бытующему мнению, сурдопедагог не обучает жестовой речи, а наоборот, развивает у слабослышащих речевые навыки.
Анастасия Островская – инструктор слуховой работы в областном учебном реабилитационном центре для детей с нарушением слуха и речи. Там мы с ней и встретились. Еще до личного знакомства я нашла страничку девушки в соцсетях. Сначала меня восхитила красота педагога, потом я обратила внимание, что на всех фотографиях Настя в окружении детей. Вот она обнимает улыбчивую малышку с двумя хвостиками, тут рядом с ней мальчишка-подросток в кимоно. А вот Анастасия в свадебном платье и вокруг, как ангелочки, сидят нарядные ребятишки. Каждый ученик для Насти, как родной ребенок.
ПОСЛЕ ИНТЕРНАТА — В ОБЫЧНУЮ ШКОЛУ
В реабилитационном центре учатся слабослышащие и глухие дети из всей области. Большинство пять дней в неделю живут здесь, а на выходные уезжают домой. Программу ребята штудируют так же, как и ученики общеобразовательных школ. Полноценно дать материал педагогам помогает должное знание методики. Кроме обычных уроков, у каждого ребенка расписаны дополнительные занятия с сурдопедагогом.
— Мы развиваем познавательную сферу, остатки слуха и речь, — говорит Анастасия. – Чтобы научить говорить, нужны специфические приемы. Я использую все возможные способы: большое количество наглядности, информационные компьютерные технологии, жестовый язык, инновации, языковые профили, а также классическую схему формирования у детей понятий «картинка—слово—жест». Ребенок видит, как я произношу звук, считывая с губ, затем я показываю, к чему нужно дотронуться, чтобы почувствовать вибрацию. Он должен понять, есть ли голос, глухой звук произносится или звонкий. Этот вид работы происходит перед зеркалом.
Специалист преподает ученикам, используя билингвальный метод — когда речь дополняют жестами.
— Акцент делаю на речь, потому что жестовый язык детишки схватят и так, ведь он их родной, — улыбается Настя. – Моя задача – развить слух и речевые навыки ребенка до такой степени, чтобы он мог нормально общаться со слышащими сверстниками.
Все ребятишки разные – одни слышат лучше, другие хуже, потому для каждого воспитанника центра специалисты подбирают индивидуальный график обучения и составляют программу развития. Систематически после пары лет работы с сурдопедагогом дети переходят в обычную школу, но многие остаются в центре до выпускного класса.
ЗАГОВОРЯТ ВСЕ
В центре около 250 учеников, почти все они знают жестовый язык. С некоторыми ребятами приходится работать с нуля.
— Чаще это дети, живущие в селах, в окружении которых нет специалистов и особого детского сада, — продолжает Анастасия. — Они не умеют говорить, не знают жестового языка. Начинаем с изучения алфавита дактиля: показываю ребенку букву дактильно и как она пишется, затем объясняю, как звучит и как ее произнести.
Через некоторое время говорить обучаются абсолютно все дети, но у одних это получается более разборчиво, у других менее.
— Это зависит от многих факторов, — объясняет педагог. – Важны умения ребенка, индивидуальные особенности, сопутствующие заболевания, то, когда возник дефект, проводилась ли коррекционная работа до того, как он пришел в школу, и занимаются ли с ним дома.
Настя уверена, что в работе первичен интеллект. Его очень важно развивать своевременно и не позволить остановиться или опуститься ниже.
— Например, я задала глухому ребенку вопрос, он считал его с губ, — рассказывает Анастасия. — Если вижу, что не понял, подключаю жесты. Я не использую их вместо речи, ведь моя задача – научить говорить. Подход к слабослышащему несколько иной. Разговаривая, я закрываю часть лица специальным экраном, чтобы ребенок не считывал информацию с губ, а воспринимал ее на слух. Каждый ученик может услышать меня на определенной дистанции. И если я знаю, что он нормально слышит на расстоянии трех метров, то отойду на три с половиной, чтобы слух тренировался.
ЖЕСТЫ КРУГЛОСУТОЧНО
Жестовый язык – такой же, как любой другой, со своими синонимами и диалектами. Это очень заметно в центре, где собираются слабослышащие дети из разных концов области.
— Иногда один ученик показывает какой-то жест, а другой говорит, что это неправильно, нужно иначе, — говорит Анастасия. — Если ребенок из семьи неслышащих, то он знает жестовый язык лучше меня.
Настя вспоминает, как пришла к своим детям на первое занятие. Она знала только алфавит дактиля. Возможности нормально объясниться с неслышащими ребятами у нее не было.
— Как же мне захотелось с ними говорить, знать жестовый язык! – восклицает педагог. – Помню, я целыми днями учила жесты, засыпала и просыпалась с книгой. Для общения с неслышащими детьми жестовый язык нужно знать обязательно, потому что приходит момент, когда начинаются разговоры не только об учебе, но и об отношениях. Не поговоришь – не сблизишься с ребенком. Когда есть заинтересованность и инструменты для общения с такими детками, словно вырастают крылья.
Фото из личного архива Анастасии Островской
Сурдопедагогика – очень узкая область. Есть обычный учитель, а есть коррекционный педагог, который знает, как учить детей с особыми потребностями в образовании. Коррекционные педагоги делятся на категории — тифлопедагог, сурдопедагог, логопед и другие. Выучиться на коррекционного педагога можно в Киеве, Днепре и Славянске, а вот сурдопедагогов готовят только в Киевском университете им. Драгоманова. Все шестеро сурдопедагогов центра получили образование именно там.
ИСТОРИЯ В ПОЕЗДЕ
Как-то Анастасия ехала в поезде с подругой. В вагон зашел плохо слышащий мужчина, он продавал духи.
— Вокруг много аферистов, поэтому, чтобы проверить, действительно ли он не слышит, я обратилась к нему жестами, — с улыбкой вспоминает девушка. – Мужчина так обрадовался! Показывает мне жестами: «Так ты же не глухая?!» Наверное, у меня артикуляция другая, жесты по почерку отличаются от неслышащих.
Сергей, так звали продавца, рассказал, что найти работу неслышащему очень сложно, потому приходится перебиваться продажей в поездах.
Эта история показывает, насколько важно развивать у слабослышащих детей речь и учить их грамотному письму. Выпускники центра зачастую работают удаленно, общаясь с работодателями через Интернет.