Сергей чуть не бежал, стуча тростью перед собой, все время рисковал перецепиться или наткнуться на рекламный щит. Мы, трое зрячих, за ним не поспевали и все удивлялись, как ему не страшно идти. Команда «НМ» вместе с незрячим днепрянином прошла его обычный маршрут «дом-работа». Мы расскажем о том, что пугает неустрашимого Сергея на дорогах Днепра.
Торопясь на встречу, я подмечала на проспекте Поля огромные ямы и думала, насколько неудобно незрячему через них карабкаться. Ха, ямы? Это еще не самое увлекательное на нашем маршруте. Устраивайтесь поудобнее…
Сергей Головня ждет нас возле ТЦ «Славутич» с тростью под мышкой. Ему 41 год. С шестнадцати он работает на предприятии УТОС на Шинной. Маршрут Поля-Шинная успел изучить вдоль и поперек.
Покупки
— Сейчас я покажу вам разницу между большим и маленьким супермаркетом, — объявляет Сергей.
Мы бодро спускаемся в полупустой подземный переход и уверенно влетаем в «Варус». А там – толпа народу с тележками. Кажется, здесь надо бы притормозить. После двух нетравматичных столкновений с покупателями предлагаем Сергею идти помедленнее. Он только улыбается. Ай, сейчас точно на тележку налетим! Тут уж я не выдерживаю и хватаю нашего героя под руку, лавируя с ним между препятствиями.
По пути к отделу сладостей Сергей рассказывает:
— Я давно выучил, где какой отдел находится, и просто считаю шаги и повороты. Если продукт уже расфасован, беру сам, а если на развес, то прошу окружающих.
Журналист взвешивает печенье с шоколадом для младшей дочки Сергея.
На кассе Сергей вынимает купюры из кошелька и спрашивает у кассира номинал. Так и строится все на доверии, ведь рельефные значки прощупываются только на новеньких банкнотах.
Сергея я отпускаю только на выходе из супермаркета, где нет десятков тележек и острых углов стеллажей.
Второй пункт назначения – АТБ. Уже на подходе Сергей, посмеиваясь, говорит:
— По этому супермаркету вы уж меня не водите. Сделайте вид, что мы не знакомы.
Мы держимся в сторонке. Сергей успевает взять хлеба и дойти до отдела овощей, когда к нему подходит охранник, помогает набрать овощей, называет цены товаров, сопровождает до кассы, а потом – и до самого выхода. Охранника зовут Ярослав, и он рассказывает:
— Здесь довольно часто бывают незрячие люди. Мы всегда стараемся им помочь.
Сергей подтверждает:
— Очень часто меня ловят еще на «вертушке» у входа в АТБ. В маленьком супермаркете внимания больше. А в супермаркете, как «Варус», много отделов и много людей – можно и не заметить незрячего. Но все равно нужно обращать внимание на людей, которым нужна помощь. А мне там очень редко помогают сотрудники. Вот эту разницу я и хотел вам показать. Но вы решили меня сопровождать.
— Это рефлекторно, — оправдываюсь я, понимая, что первый эксперимент прошел не очень чисто. Хотя, если вспомнить размеры помещения и толпу в «Варусе»… Будь я хоть самым внимательным охранником, вряд ли бы заметила незрячего.
Ориентиры и препятствия
— Для нас асфальт и высокая бровка – вот это самое главное. Бровки часто бывают низкими – почти наравне с землей. Такие не годятся.По асфальту хорошо стучать, в то время как земля заглушает звуки. переход с асфальта к земле тоже, кстати, может быть хорошим ориентиром – сразу понятно, где заканчивается тротуар.
К АТБ Сергей добирается в два счета. Стуча тростью по бордюру, придерживается нужного направления. Он точно знает, что как только бордюр заканчивается, нужно повернуть налево, отсчитать шаги – и будет вход. Заборы и высокие стены тоже помогают ориентироваться. Правда, часто вдоль тротуаров растут деревья. Их ветки порой неприятно бьют по лицу.
— И еще важно, чтобы на пути не стоял транспорт, — Сергей безошибочно определяет, что прямо по курсу на тротуар высунулся нос припаркованного автомобиля. Видимо, не в первый раз автомобилисты наглеют, — Справа машина, слева плохо огороженный подвал. Вот такой выбор. Я лучше пойду на машину, чем нырну в подвал. Один раз уже нырнул. Слава Богу, все обошлось.
Сергей уже знает каждую выбоину, каждый рекламный щит, и старается их обходить. Но все равно часто оббивает носки ботинок. А в дождь носит только резиновые сапоги – лужи-то бывают метров по пятнадцать в длину.
На Титова посреди тротуара стоит рекламный щит. Сергей о нем помнит, но часто натыкается. Ах да, щит прикрывает люк, в который можно попасть ногой, если щит убрать. Спасибо щиту!
Кстати, открытые люки на тротуарах — особая проблема незрячих днепрян. Сергей говорит, что в его районе всегда все в порядке, но его знакомые из других районов города жалуются — ходить опасно, потому что можно упасть в люк. Сергей и сам однажды провалился, благо, остался цел, да и люди были поблизости — быстро помогли.
Путь до работы занимает у Сергея всего двадцать минут. Предприятие УТОС, где он работает, находится на Шинной. А Шинная – это улица обнаглевших фонарей. Незрячему удобнее всего идти вдоль высокой стены, но здесь рискуешь налететь прямо на столб.
— Почему бы его не поставить за стену? Почему обязательно на тротуар? – негодует Сергей, скромно прижимаясь к обочине с другой стороны. Дальше по курсу – еще два фонарных столба посреди тротуара. Такие столбы есть и на улицах Воскресенская и Андрея Фабра.
Перекрестки
Где именно пешеходный переход, Сергей узнает по неизменным ориентирам. Конец ограждения или бордюра, понижение тротуара для колясочников. Правда, на одном из переходов через Поля вместо удобного понижения – люк, а рядом лужа. Чтобы попасть на переход, Сергей ловко пробирается по бровке над лужей.
На перекрестке Поля и Титова озвучен только один светофор. Раньше еще один говорил, но сейчас его озвучка выключена. На Шинной около прямо возле редприятия Общества слепых – и то работает только один озвученный светофор. А когда светофоры молчат, начинают говорить автомобили.
— Где проезжая часть, я понимаю по шуму трафика. Красный или зеленый – слышно по тому, поехали машины или остановились. Могут и люди подсказать.
Люди
Сама большая неожиданность на пути незрячего – это пешеходы. Они могут стоять спиной или увлеченно с кем-то говорить и не заметить человека с тростью.
— Когда я натыкаюсь на людей, они начинают возмущаться, но потом видят, что я слепой, и сами извиняются. Нам надо всегда иметь трость – она сразу снимает все вопросы. Когда идешь без трости, люди не верят, что ты не видишь. Хотя свои первые самостоятельные шаги я делал без трости. Мне было двадцать, и я волновался, что подумают люди.
Сейчас у Сергея черная трость. Ее не так хорошо видно издалека, а в темноте она и вовсе растворяется. Когда Сергею отремонтируют белую, ходить станет гораздо безопаснее.
— Собака-поводырь мне не нужна. Я хорошо ориентируюсь и с тростью. Она нужна тем, кто вообще не может ходить без помощи. Например, как мой сотрудник Саша. Раньше его мама на работу привозила, с работы забирала – сам он на улице не бывал. А теперь мама не может ходить. И поэтому он перестал ходить на работу, да и вообще из дому выходить. Я пытаюсь его уговорить, а он ни в какую – боится.
Спрашиваем, не страшно ли самому Сергею ходить по улицам Днепра.
— Да нет, не страшно — отвечает. – Я иду, потому что надо идти.
И так это прозвучало просто, не по-киношному. И мы ему верим, потому что видели, как уверенно он идет.
После этой прогулки стало ясно, что ремонтировать дороги и бордюры, вовремя включать светофоры, убирать столбы и деревья с тротуаров нужно не только ради эстетики. От этого зависит, набьет ли незрячий сегодня шишку на лбу, подвернет ли ногу, вернется ли домой со сбитыми носками ботинок. От этого зависит его здоровье и безопасность.
Анна Заикина, Кристина Гришанова, фото Антон Павлюков
Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра, Особое мнение
Метки: благоустройство города, главное, незрячие люди