Остроумная сказка Леонида Филатова «Про Федота-стрельца, удалого молодца» обречена на успех – сам текст вывезет, в случае чего. Но молодая команда Днепровского театра драмы и комедии во главе с Алексеем Клейменовым имела свои виды на этот замечательный текст, еще много добавив к нему и расцветив его неожиданными находками, современными ассоциациями и даже открытиями.
Вообще можно сказать, что «Про Федота» — это авторский спектакль, потому что Алексею Клейменову здесь принадлежит не только режиссура и пластика, в чем он силен и уже не раз демонстрировал это, но и изобретательное музыкальное оформление, очень подвижная, легко трансформирующаяся сценография и выразительные костюмы.
Итак, перед нами разворачивается скоморошье действо с шутками, прибаутками, переодеваниями и танцами. Увлекшись замыслом постановщика, каждый из актеров азартно играет по две-три роли (сам Клейменов – аж четыре!), и, будучи скоморохом, прикидывается еще то одним, то другим персонажем. И потому легко поддаешься на эту их игру, эти обманки и понимаешь юмор, когда ребята примеряют на себя и женские образы. Сергей Смеян совсем не пытается убедить нас в том, что он — красавица Маруся, жена и «палочка-выручалочка» Федота, а мы верим, потому что тоже входим в эту стихию игры, принимаем ее правила. А вот Баба-Яга и Нянька в исполнении Алексея Клейменова действительно «обаятельные и привлекательные». А и правда, разве не бывает, что самая что ни на есть Баба Яга, сущее исчадие ада по своим затеям оказывается на вид весьма приятной дамой. Тем сильнее становится контраст между внешним и сутью.
Царь-Валерий Зубчик, не больно умный, но и не дурак, когда речь о собственной выгоде. Он часто напоминает смешную куклу на ширме, когда «заходится» от своих глупых распоряжений или рассказывает, как он «болеет» за народ. Это ловкий манипулятор, в чем ему помогает и генерал-Владислав Лебедев, поднаторевший в подковерных сражениях во дворце.
Единственная в этом спектакле актриса Валерия Лагода играет Царевну тоже в сатирическом ключе – такая себе созревшая невеста, правда, с хорошим вкусом, раз только за Федота хочет, но… готовая рассмотреть и другие предложения.
И, наконец, сам Федот – герой искренний, неунывающий, заводной, светлый, недаром он в белом пиджаке на общей темной гамме костюмов. Скажу, что Юрия Захарова я таким обаятельным еще не видела. Правда, в этом спектакле не только он, очень многие стали настоящим открытием, показав неожиданные грани своего дарования.
И весь спектакль получился свежим, остроумным, действительно буффонадным. В зале часто вспыхивали аплодисменты и смех, что, конечно же, главная награда для актеров.
Татьяна АБРАМОВА