Евгений не любит, когда телевизионщики спрашивают, как его титровать. Внештатный советник городского головы по культуре – пафосно. Музыкальный руководитель Театра КВН ДГУ — пахнет нафталином. Блогер – не совсем соответствует действительности. В отличие от других представителей этой касты денег в Интернете он не зарабатывает. Блог сравнивает с личным дневником. Евгений шутит: «Называйте меня просто Гендин». Нет у него и атрибутов статусности. Одевается просто. Живет в трехкомнатной хрущевке с женой и младшим сыном. Ходит пешком и об авто не помышляет. Предпочитает потратить деньги на семейные путешествия, а на то и другое не хватает. Когда оппозиционеры и их боты кричат, что кавээнщики дерибанят бюджет, саркастически смеется. О том, как в городе работает программа «Культурная столица», не нужно рассказывать. Это видно всем.
В семье не без урода
Евгений шутит, что родился в интеллигентной еврейской «семье не без урода».
— Я днепровец в первом поколении, — рассказывает он. – Мама Ира Ефимовна – единственная поздняя дочь киевского профессора Ефима Хаскина. Их семья уехала в эвакуацию за день до того, как фашисты вошли в Киев. Соседи, которые остались, оказались в Бабьем Яру. Папа Маркс Лазаревич — из многодетной ремесленной еврейской семьи. До войны они жили за чертой оседлости в городе Клинцы Брянской области. Во время эвакуации мамина семья была на Урале, папина – в Казахстане. На обратном пути они осели в Днепропетровске.
Родители познакомились в ДГУ, где учились: мама – на химика, папа – на геолога. Потом Ира Ефимовна работала заведующей биохимической лабораторией детской больницы №3. Маркс Лазаревич был доцентом, преподавал экономику в госуниверситете.
Детство Жени прошло в коммунальной квартире в старом доме на проспекте Карла Маркса, 43. В двух небольших комнатах ютились впятером – дедушка, родители, он и старший брат Миша.
— Я был очень вредным, дерзким, фантазером, любителем приврать, — вспоминает Евгений. – Сейчас я сам себе тогдашний представляюсь неким исчадием. Поэтому и говорю, что в семье не без урода. Слава богу, что оба мои сына не такие.
В школе Гендин учился хорошо с «неудами» по поведению. Лет в 12 уже пробовал алкоголь и сигареты. Говорит, это был своего рода протест. Хотел доказать, что мальчик из интеллигентной еврейской семьи тоже может быть хулиганом.
КВН против тоталитаризма
Евгений Гендин окончил с красным дипломом экономический факультет Днепропетровского национального университета, но экономистом ни дня не работал. «Достаточно двух экономистов Марксов – Карла Маркса и моего отца», — шутит он.
В студенческие годы он подрабатывал в ресторане музыкантом на клавишных. «В музыкальной школе я проучился всего пару лет, — рассказывает Евгений. – Считаю себя самоучкой. Просто в старших классах увлекся джазом и стал подбирать мелодии».
Юный диссидент скептически относился к вузовской художественной самодеятельности, которая на «Студенческих веснах» вещала о Ленине и строительстве коммунизма. На третьем курсе приятель пригласил его поехать на майские праздники в студенческий лагерь в Кочережки вместе с коллективом ансамбля зримой песни и поэзии «Юность». «Пели бардовские песни, было много водки, красивых девушек и много интеллекта, — вспоминает Гендин. – Там были очень интересные люди. Меня приняли без конкурса. Играл на гитаре, пел. Да и харизму не спрячешь».
В «Юности» его привлекали дерзкие капустники с сатирой о советской действительности. Там и образовался авторский творческий дуэт Гендин-Гельфер. Они вместе писали юмористические рассказы. Одна из городских газет, чтобы уйти от еврейских фамилий, придумала им псевдонимы – Г. Аркадьев и Е. Гейко. «Наш первый рассказ «Коляска» эта газета в 1981 году напечатала под псевдонимами, — вспоминает Гендин. – Я радовался, что выйдет рассказ, пока не увидел Е. Гейко. Тогда я учинил первый скандал. Где-то с третьего рассказа нам вернули наши фамилии».
В 1987 году образовалась команда КВН ДГУ. Посмотреть на ребят приехали мэтры Александр Масляков и Юлий Гусман. «Мы считали, что мы самые сильные в этом мире, — вспоминает Евгений. – Но нас немного обломали. Сказали, что все это фигня. Но, мол, ладно, приезжайте. Первая игра у вас с МГУ. Они вас порвут». На самом деле днепряне порвали команду москвичей, в которой тогда играли Валдис Пельш и Алексей Кортнев.
— Мы не просто в КВН играли, — утверждает Гендин. – Был пик перестройки. Мы хотели изменить мир, покончить с проклятым тоталитаризмом. И мы были уверены, что именно благодаря нашему творчеству – этому домашнему заданию или этому музыкальному конкурсу — добро окончательно победит зло.
Евгений Гендин как мастер импровизации принимал участие в выездных конкурсах. В той судьбоносной игре нужно было найти в магазине дефицит. Удалось найти какую-то заводную птичку. Евгений сыграл на гитаре, спел и принес команде победу в этом конкурсе. После телевизионного эфира программы он проснулся звездой.
Единственный бородатый учитель
Юбилей Театра КВН ДГУ совпадает с личным юбилеем Евгения и Алины Гендиных. 21 ноября 1987 года был эфир программы КВН, в которой днепровцы разгромили москвичей, а через неделю – бракосочетание. «Мы хотели сыграть свадьбу 21-го, но из-за эфира перенесли. Женился я уже звездой», — смеется Евгений.
С Алиной он познакомился в «Юности». Пару лет они не обращали друг на друга особого внимания, а потом завертелось. В 28 лет в пионерском лагере, где молодые преподаватели летом работали, Евгений наконец сделал предложение.
У Гендина десять лет педагогического стажа. После окончания вуза он искал работу с более или менее свободным графиком, чтобы оставалось время на творчество. Выбор пал на педагогику. Позвонил в первый попавшийся техникум – железнодорожный. Оказалась, что есть вакансия преподавателя общественных наук. Гендин читал научный коммунизм, этику, географию. В техникуме проработал пять лет. Потом преподавал в школах №10 и 16.
— Чтобы быть хорошим учителем нужно, во-первых, быть интересным и знать предмет, — говорит педагог. – Во-вторых, как это ни пафосно звучит, любить и понимать детей.
В начале восьмидесятых Гендин был единственным в Днепропетровске бородатым учителем в джинсах. Когда вызывали в райком (хоть и не был коммунистом), чтобы сделать нагоняй, он в ответ предлагал прийти на свои уроки. «Я должен был быть хорошим педагогом, чтобы оставаться единственным в миллионном городе бородатым преподавателем в джинсах», — смеется он.
В 1992 году с преподаванием покончил и полностью посвятил себя гастрольно-концертной деятельности. Они с командой объездили все страны бывшего СНГ, США, Израиль и другие, где есть русскоязычная эмиграция.
Поменяли Россию на Казахстан
Гендин не любит название Театр КВН ДГУ, хотя понимает, что это бренд, как, к примеру, «Ленком». Он считает, что от букв КВН несет архаикой. Ему ближе кабаре «Веселый Песецъ». Кстати, второе слово в названии придумал он, а Гельфер добавил «веселый».
— Чтобы сохраниться, шаг от команды к театру был закономерным, — считает он. – Нас с Гельфером неоднократно приглашали переехать в Москву, писать сценарии, стать редакторами лиги. Но мы хотели сохранить коллектив, писать для него и идти дальше, нежели в КВН.
С 1999-го по 2014 год Гендин и Гельфер писали для канала РТР. Их словами говорили герои всех музыкальных проектов телеканала, начиная от «Парада звезд» и заканчивая мюзиклами и «Огоньками». После начала военных действий на востоке страны они прекратили это довольно прибыльное сотрудничество.
— Бывает, мы пишем качественные тексты по заказу какого-нибудь олигарха, — рассказывает Евгений. – Несколько раз в год к нам обращаются из ближнего окружения президента Казахстана Назарбаева. Пишем им тексты для семейных юбилеев, и многочисленных дней рождения членов его семьи.
Их находят вновь и вновь, потому что знают, что любые тексты они напишут нешаблонно и эксклюзивно.
Самый культурный советник
Евгений Гендин говорит, что статус внештатного советника городского головы по культуре вызывает у него дискомфорт. Согласился исключительно потому, что появился шанс осуществлять в городе хорошие культурные проекты.
— Шапочно мы были знакомы с Филатовым лет десять, — говорит он. – Во время революционных событий 2014 года познакомились поближе. Когда он избирался на должность городского головы, я коммуницировал его связи с общественностью и интеллигенцией.
Прорыв в городской культурной жизни, наверное, самый заметный за время мэрства Филатова. Два года подряд проходят грандиозные международные фестивали «Джаз на Днепре», «ДнепрПаппетФест», фестиваль авторской песни «Облака» им. А. Галича. В этом году в Днепре провели урбанистический фестиваль «Конструкция», выставки Марии Примаченко и Альбрехта Дюрера, фестиваль хип-хопа. В течение всего лета на Фестивальном причале проходили «Вечера пирса», где играли классику, рок, джаз и музыку самых разных направлений. И этот перечень можно продолжать.
— Наша культурная жизнь всколыхнулась, — говорит Евгений Марксович. – Такой бюджетной поддержки нет ни в одном городе Украины: более 20 миллионов гривен на проект «Культурная столица». В конце года мы опубликуем, сколько выдано грантов на культурные проекты. Люди удивлялись, что выделяется грант, и никто не требует откатов.
У него в замыслах – организовать хороший Международный театральный фестиваль, на котором будут представлены и театры абсурда, и классические. И еще советник по культуре думает, что неплохо сделать Днепр центром рок-фестиваля. «Культурная столица – это не констатация факта, — объясняет он название программы. – Днепр пока таковой не является. Культурная столица – это определенная амбициозная цель. И до этой цели еще далеко».
Гендин не планирует идти во власть, баллотироваться в горсовет или Верховную Раду. «Я Алине обещал, что не буду депутатом. И как честный подкаблучник должен выполнять свои обещания. Лучше я буду злой собакой, кусающей власть. Или покусывающей. Но точно не лижущей», — смеется он.
Категория: Архив, Новости Днепра, Особое мнение
Метки: Евгений Гендин, театр квн дгу