Site icon Наше Місто

Не терять ориентир на знакомом маршруте

Украинское товарищество слепых было некогда обширной организацией, к 1991 году объединившей около шестидесяти тысяч украинцев. Сегодня же по всей стране наберётся едва ли с десяток предприятий УТОС. О том, как они выживают и как живется в Днепре незрячим людям, рассказал глава правления УТОС Днепропетровской области (ДОО) Горбенко Василий Григорьевич.

С 1933 года по Украине разрасталась большая сеть предприятий, в которых были созданы комфортные условия для работников-инвалидов зрения: повышенные требования к безопасности, усиленное освещение, ориентация на развитый слух и на работу ощупью.

— УТОС – общественная организация, созданная для того, чтобы незрячие не ходили с протянутой рукой, — рассказывает Василий Григорьевич. – В советское время на продукцию предприятий УТОС делали госзаказ, поэтому у незрячих были рабочие места, а предприятия приносили доход. Теперь в нашем независимом государстве существует рыночная экономика, а значит, госзаказа нет. Из семидесяти предприятий по всей стране на плаву осталось пять-шесть. Из них три в Днепропетровской области.

Два предприятия в самом Днепре выпускают садовый инвентарь, электроплиты, конвекторы, тактильную плитку. В Кривом Роге производят уличные светильники, инкубаторы, материалы для утепления домов. Ещё два маленьких предприятия (около пятнадцати человек в каждом) сохранились в Никополе и Днепродзержинске.

Без поддержки государства трудно конкурировать с производителями более дешёвых
товаров, например, из Турции или Китая. Тем не менее, «выжившие» предприятия УТОС умудряются грамотно продвигать свою продукцию на рынке. В «Эпицентре» продаются электроплиты, вёдра и другие товары, изготовленные руками незрячих украинцев. Часть продукции уходит за рубеж.

На грамотность и изворотливость незрячим днепровцам приходится полагаться и в бытовой деятельности. Простая поездка в маршрутке в нашем городе часто превращается в настоящий квест.

— Если маршрутки останавливаются строго на остановках, слепой человек может просчитать, где он находится. Во всех городах, в которых я бывал, система работает именно так. А Днепр особенный – здесь остановки по просьбе, и где ты в данный момент едешь – неизвестно.

Получается, что незрячие зависят от доброжелательности окружающих людей, которые подскажут, когда будет нужная остановка.

Слепому пешеходу тоже приходится нелегко: дорожки Днепра, оснащённые тактильной плиткой, можно пересчитать на пальцах.

— Но я благодарен за то, что поставили озвученные светофоры – стало удобно незрячим пешеходам, да и старушкам, у которых плохое зрение. И это только начало работы, которую местные власти должны проделать для того, чтобы город стал доступнее.

Что ж, мы видим, что власти делают шаги по направлению к долгожданной доступности. И тут оказывается, что есть люди, которые уверенно толкают город в противоположную сторону.

— В последнее время члены УТОС сталкиваются с трудностями в самом обыденном деле – поход за покупками. Раньше можно было просто попросить продавца за прилавком выбрать, взвесить и упаковать всё необходимое. Но сейчас всё больше магазинов заменяется супермаркетами, где незрячему сложно что-нибудь самому найти. Мало кто хочет помогать: тому некогда, тот охраняет, тот товар раскладывает. Приходится лично встречаться с директором магазина и договариваться о помощи заранее.

Вот и выходит, что незрячим и слабовидящим нелегко сходить за покупками, добраться до работы или спокойно прогуляться по улице. Некоторые ограничивают себя ещё больше и предпочитают жить дома затворниками.

— По Днепропетровской области на учёте в УТОС стоит 2100 человек, но работает и ведёт активный образ жизни всего пятьсот. Мы стараемся организовывать встречи, молодёжные клубы, чтобы кое-кого не приходилось силой вытаскивать на улицу. Незрячий человек должен социализироваться и чувствовать себя нужным, понимать, что его труд востребован. Обычные предприятия этого не дают. Делегация из Швеции рассказывала, что у них нет специальных предприятий, как в УТОС. Если человек хочет работать, для него создают условия на обычном, и целый год с ним работает тренер. В Украине по закону тоже на каждом предприятии должно работать 4% инвалидов, иначе – штраф в размере средней зарплаты с человека. Но у нас работодатели боятся брать инвалидов зрения: вдруг с ними что-то случится, да и условия нужно создавать. Проще немного заплатить инвалиду и попросить его оставаться дома. Так и сидят многие безвылазно, ни с кем не общаются.

Остаётся надеяться, что о незрячих и слабовидящих днепрянах окружающие будут заботиться немного больше. Проведут до нужного здания, взвесят овощи в супермаркете и сделают так, чтобы город для них зазвучал. Тогда эти люди не будут бояться выйти на улицу и попросить о помощи, не будут путаться в остановках, не будут терять ориентиры на привычном маршруте в родном городе.

Категория: Архив, Новости Днепра, Особое мнение

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також:

Exit mobile version