Skip to content

Как Ивану Куличенко живется на два города

Юлия Мухина

Юлия Мухина

За пятнадцать лет во главе города он не нажил врагов. Порой был даже чрезмерно толерантным. Зато ходил и ходит по городу без охраны. Горожане часто подходят к экс-мэру, чтобы сделать с ним селфи и попросить автограф. В 2014-м Иван Куличенко стал народным депутатом. Как известно, место сидения определяет точку зрения. Мы встретились с Иваном Ивановичем, чтобы поговорить о киевском этапе его жизни, событиях в Украине, переменах в Днепре
и городских проблемах.

ВОСКРЕСЕНЬЕ ОСТАЕТСЯ ДНЕМ ВНУКОВ
— Иван Иванович, как вам живется в Киеве? Там лучше, чем в Днепре?

— А я живу в Днепре. Семья здесь, никто никуда не переезжал. Дети здесь, внуки здесь.

— Где останавливаетесь в Киеве?

— В гостинице «Киев». Там живут многие депутаты, которые не считают нужным или не могут снимать жилье в Киеве.

— Вы говорили, что дома в Днепре у вас есть тренажерный зал, но не всегда хватало времени позаниматься. В столице вы успеваете тренироваться?

— Я выбрал самый простой, полезный и интересный для меня способ разминки — хожу пешком. У меня есть тропа: вниз к бульвару Леси Украинки, потом по Крещатику, мимо кукольного театра поднимаюсь вверх за стадионом. Если не хватило, то наматываю круги вокруг Мариинского парка.

— Раньше вы придерживались поста. Есть ли такая возможность в столице?

— Даже в путешествиях и командировках я не делаю послабления поста. Соблюдаю многолетние традиции. В столовой Верховной Рады, где я питаюсь днем, есть несколько постных блюд – грибная юшка, каши. В течение многих лет в пост я ем постную пищу и исключаю алкоголь.

— Алкоголь исключаете только в пост?

— Я никогда не был любителем выпить. В хорошей компании или когда собирается семья, могу выпить белого вина или немного водки.

— Успеваете в Киеве ходить по театрам, на концерты?

— Да, я регулярно посещаю два театра – Ивана Франко и Леси Украинки. За эти два года дважды был в опере.

— Часто удается бывать в Днепре?

— Когда дается неделя на работу в округах, я всегда здесь. Когда работа в комитетах, бывает, возвращаюсь в среду-четверг. В выходные всегда в Днепре.

— Как добираетесь из Киева в Днепр?

— На «Экспрессе». Поначалу пробовал летать, но скоро понял, что это не только дорого, но и очень утомительно.

— Раньше вы посвящали внукам воскресенье. Как сейчас?

— Воскресенье как был, так и остался день внуков. Только внуков прибавилось. Раньше ходил с двумя, а теперь с тремя. Ивану 30 марта исполнится 14, Даниле летом будет 10, Ярославу – три года. Гуляем все вместе и в парке, и по набережной. В теплое время выезжаем на природу на пикник. У нас есть переносной мангал, жарим шашлыки, гуляем, играем в мяч, бадминтон.

ВЗЯЛСЯ ЗА ГУЖ, НЕ ГОВОРИ, ЧТО НЕ ДЮЖ
— С кем вы подружились в Верховной Раде?

— У нас образовалось своеобразное братство, в которое входят Николай Федорук, бывший мэр Черновцов, Сергей Мельник, бывший мэр Хмельницкого, и другие. Есть группа людей, с которыми мы постоянно общаемся и лоббируем законы. Я возглавляю нефракционное объединение «За местное самоуправление». В группу входит 31 человек. Но тех, с кем работаю постоянно и ответственно, – с десяток. С ними общаемся и в нерабочее, и в рабочее время.

— Мэр Борис Филатов говорит, что вы очень помогаете Днепру, в отличие от нашего нардепа Андрея Павелко, который возглавляет бюджетный комитет. Почему в Верховной Раде нет днепровского лобби?

— Я бы так не сказал. Мы втроем – Павелко, Куличенко и Курячий, предварительно договорившись, решаем многие вопросы. К примеру, я был одним из авторов законопроекта, предусматривающего погашение ЮМЗ задолженности за электроэнергию. Курячего в авторах не было, хотя Южмаш находится на его избирательном округе. Но он лоббировал этот закон: бегал и согласовывал больше, чем я. Когда решался вопрос финансирования НДС по метрополитену, то, поскольку я возглавляю подкомитет местных советов в бюджетном комитете, а Павелко – бюджетный комитет, нам подавать законопроект было не с руки. Поправку подавал Максим Курячий, а занимался я. Мне сложно отделить вопросы, в которых помогает или не помогает Андрей Павелко. Он поддерживает все, что связано с Днепропетровщиной. Его личная инициатива – реконструкция стадиона «Трудовые резервы». По согласованию с ним я занимаюсь строительством стадиона пляжных видов спорта. Строительство дороги на Решетиловку – его инициатива. Мы на этом не пиаримся, потому что ничего легендарного не видим. Это наша душевная потребность и обязанность.

— Комфортно ли вам работается в Верховной Раде, где частенько бывают драки?

— Иногда просто зло берет из-за того, что в Верховной Раде происходят процессы, которых быть не должно. Это не уровень парламента. Скажу откровенно: мне там непросто. Но поскольку я живу по правилу: «Взялся за гуж, не говори, что не дюж», не хнычу и не ною. Я принял для себя правило: сделать все возможное для местного самоуправления и максимально помочь своему городу и округу. Мне некомфортно в Верховной Раде. Это не та среда, где можно работать по-деловому, даже если никто не дерется. К примеру, я прихожу в четверг, 19 января, в 16.00 на вечернее пленарное заседание, а в зале 150 человек. Я не поехал в Днепр на Крещение и впервые за двадцать лет не стоял рядом с Владыкой. Я остался в Киеве, а другие, живущие в Киеве, не пришли. Может ли такое нравиться?

БЮДЖЕТНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ ВОСТОРЖЕСТВОВАЛА
— Задача народного депутата в первую очередь – принятие законов. Над какими из важнейших законопроектов вы работали?

— Буду говорить не за себя лично, а за всю группу местного самоуправления, которую имею честь возглавлять. В Украине было объявлено множество реформ: налоговая, судебная, бюджетная, милицейская, антикоррупционная, реформа здравоохранения и другие. Пальцев на двух руках не хватит, чтобы их перечислить. А скажите, какие реформы уже дали результаты?

— Децентрализация.

— Да, это бюджетная реформа, которой занимался наш комитет. Все говорят, что сейчас местные бюджеты получают доходы даже выше, чем запланировали. У них никто ничего не забирает, нет изъятий, все прозрачно и понятно. Это самый большой предмет моей гордости. Помните, когда я был мэром, после каждой бюджетной сессии выходил и плакал в жилетку: «У нас забрали 400 миллионов из наших собственных доходов». Сейчас появился Фонд регионального развития. Сегодня Днепропетровская область имеет 212 миллионов гривен на развитие региона. Никуда не нужно ходить, никого не нужно уговаривать, в том числе и строительство УВК №103 в Новокодакском районе проходит в большей части за счет средств Фонда регионального развития. Бюджетная справедливость восторжествовала. Особенно это касается городов областного подчинения. Днепр, Одесса, Харьков, Киев живут теперь припеваючи. Не хватает денег селам. Сейчас успешно проходит вторая часть бюджетной реформы. Более 200 объединенных громад стали самодостаточными и впервые в своей жизни получили доходы на развитие. В нашей области таких громад 35. И легко узнать, как изменилась их жизнь за прошлый год. Если даже за время депутатской каденции я не сделал бы ничего другого, кроме бюджетной децентрализации, то уже был бы доволен.

— Как думаете, будут досрочные выборы в Верховную Раду?

— Я понял, что там происходит. Прошла Революция Достоинства. Ее представители в Верховной Раде, и их немало. Началась АТО. Все партии считали за честь включить в свои команды полевых командиров. Списки пестрели людьми в форме. Никто особо не занимался их возможностями в будущем, даже прошлым не слишком интересовались. Они пришли в Верховную Раду. Также там есть куча политиков, которые при всех властях были – по шесть, семь раз становились народными депутатами. Вот такая Верховная Рада сегодня. Ее избрал народ. Какое общество, такая и Верховная Рада. Теперь говорят: патриотизма много, профессионализма мало. А может, сегодня патриотизм и нужен, чтобы объединилась страна, чтобы мы стали одинаково смотреть на жизненные, национальные и государственные ценности? Может, этот этап тоже нужно пройти? Только у нас как-то все вкривь и вкось получается. Я воспитан на песнях Высоцкого (и сегодня могу их часами слушать). У него есть замечательные слова: «Некий чудак и поныне за правду воюет. Правда, в речах его правды – на ломаный грош. Чистая правда со временем восторжествует, если проделает то же, что грязная ложь!» Правда тоже должна быть с зубами и кулаками, но она должна оставаться правдой. Новые выборы ничего не дадут стране. Самоочищение в обществе не происходит. Еще не кристаллизовалось новое поколение политиков — молодежь и люди среднего возраста, которые научились что-то делать в бизнесе, не будут воровать, хотят, чтобы здесь жили их дети, не открывают счета в иностранных банках и так далее. В ближайшее время оно появится. Тогда можно будет говорить о выборах. И до очередных не так далеко. А в воюющей стране, где социальные программы не закрыты, тратить бешеные деньги на выборы, чтобы пришли все те же? Пока я не вижу новых лидеров, которые готовы созидать и жертвовать во имя Украины.

ШКОЛАМ – МУЛЬТИМЕДИЙНЫЕ КОМПЛЕКСЫ, САДИКАМ – КОМПЬЮТЕРНЫЕ КЛАССЫ
— Иван Иванович, вы депутат-мажоритарщик, поэтому избиратели ждут помощи для своего округа. Что удалось сделать?

— Мы с помощниками детально изучили проблемы округа в части медицинского обеспечения, социальной защиты, дошкольного и школьного образования. В итоге пришли к выводу, что самый насущный на сегодня вопрос – приведение к современным стандартам учреждений образования. Основное направление – материально-техническая база. Можно поехать в школы округа — №72, 5, 136, 91 в Новокодакском районе или №134 на Фрунзенском и посмотреть, какие там произошли изменения. В первый год мы потратили более 10 миллионов гривен на ремонты кровель в детских садах и школах и полностью решили эту проблему. Делали спортзалы, пищеблоки, пришкольные стадионы, баскетбольные и футбольные площадки. Сейчас поставили задачу — привести к современному стандарту обучение по предметам, требующим специального оборудования. Решили обеспечить школы интерактивными комплексами, в которые входят два компьютера, проектор и мультимедийная доска. Такой комплекс дает возможность снимать уроки, транслировать их в Интернет, проводить конференции и открытые уроки. Сейчас мы приобрели такие комплексы для всех школ округа. К концу года подключим все в единую систему. Так, чтобы они могли дистанционно участвовать в предметных олимпиадах, проводимых, допустим, в Японии. Параллельно помогаем и детским садам. Дети должны приходить в школу подготовленными. Хотим купить для всех дошкольных учреждений округа мини-компьютерные классы. В Киеве такие есть.

— А в Днепре?

— Я не знаю ни одного детского сада в Днепре, где был бы компьютерный класс.

— Есть ли на вашем округе проблема с местами в садиках?

— Есть микрорайоны, где не хватает мест в дошкольных учреждениях. Сейчас при поддержке города заканчивается строительство детского комбината на четыре группы в Диевке – возле школы №103. В этом году начинаем строительство детского комбината при школе №105 в Таромском. Из Фонда регионального развития на это выделили 15 миллионов гривен, еще 1,5 миллиона выделяет город. Есть несколько проектов по реконструкции школ, которые будем решать в будущем. Думаю, в ближайшее время проблему с детскими дошкольными учреждениями мы решим.
Еще одно направление, за которое взялись, – это освещение Таромского. Там очень протяженные улицы. Проблему с водоснабжением решили, когда я еще был мэром, а освещение тогда не успели сделать. За два моих года в Верховной Раде оборудовали современным светодиодным освещением около 30 улиц в этом микрорайоне. Думаю, завершим эту программу в ближайшее время.
На решение всех этих проблем на мой округ дополнительно привлекаем около 25 миллионов гривен в год из государственного бюджета.

ЭКС-МЭР НЕ ДАЕТ СОВЕТОВ БОРИСУ ФИЛАТОВУ
— Иван Иванович, когда вы уходили в Верховную Раду, вас неоднократно спрашивали, чем за пятнадцать лет на посту мэра особенно гордитесь.

— Да, спрашивали. Многие думают, что реконструированной набережной. Этим я, конечно, горжусь. Набережная действительно стала любимым местом отдыха горожан. Но больше всего горжусь тем, что за пятнадцать лет, пока я работал, в Днепре было спокойно. У нас никто не враждовал. В конце 90-х – начале 2000-х Днепропетровск был единственным городом в Украине, где между собой не враждовали Киевский и Московский патриархаты, азербайджанцы с армянами и так далее. Этим я действительно горжусь — город интеллигентный, толерантный, многоязычный.

— В Днепре уже почти полтора года на посту мэра Борис Филатов. Как вы можете оценить его работу?

— Могу сказать только одно: меня слышат по всем вопросам, которые я задаю руководителю города — касается ли это городских проблем (строительства метрополитена, объездной дороги) или моего избирательного округа. Я не задаю много вопросов. Личных вообще нет. Не даю советов. Моя мама говорила: «Начальство от бога». Я сам был в этом кресле. Были люди, которые меня поддерживали и не поддерживали. Я всегда боролся и за тех людей, которые вообще не ходили на выборы. Это самый лучший избиратель. Человек проснулся утром, щелкнул выключатель — и свет должен загореться, открыл кран – из него должна побежать вода. Моя мама жила в Березановке и не знала, где горисполком и кто там председатель. Так люди и должны жить.

— Все ли городские вопросы зависят от мэра?

— Есть вопросы, которые я, будучи мэром, не мог решить с государством. К примеру, финансирование НДС для строительства метрополитена. Находясь в Верховной Раде, его удалось решить. На 2017 год из госбюджета выделено 108 млн гривен. Другой вопрос – легче ли сейчас работать мэрам городов областного подчинения? Намного легче! Финансовые возможности огромные и нет органов общего надзора. Сегодня это все намного проще — с людьми разговаривать проще, денег больше. Нужно иметь стратегию развития и работать по ней. Нужно людям объяснять, что вы делаете сегодня, а что будете делать завтра и послезавтра, какие проблемы в городском хозяйстве самые актуальные, а какие подождут.

СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕЗДНОЙ ЗАКОНЧАТ ЗА ПАРУ ЛЕТ
— Скажите как профессиональный строитель: действительно ли Новый мост нужно было закрывать на капитальную реконструкцию?

— Да, он требует коренной реконструкции. После текущего ремонта, который делался при мне в 2004 году, мост отстоял 13 лет. Он стареет, его нужно делать. Реконструкция снимает много вопросов: появятся пешеходная часть и велосипедная дорожка. Я бы начал делать Новый мост через два года. Но стопроцентно не знаю технических характеристик. А вдруг он завтра рухнет? Поэтому городская команда приняла управленческое решение.

— Иван Иванович, вы очень много сделали, чтобы было начато строительство объездной дороги и съездов с Кайдакского моста. Сейчас все это превращается в очередные долгострои. Какой выход?

— Я выступил с предложением по завершению строительства второго участка объездной дороги с выездом на Южный мост. Вот письмо в Кабмин по согласованию расходов на Укравтодор, подписанное председателем бюджетного комитета Павелко. Сейчас занимаемся тем, чтобы в этом году расконсервировать строительство и за пару лет закончить. Президент во время рабочей поездки пообещал, что строительство объездной будет. Так что этот вопрос сдвинется в ближайшее время.

— А съезды с Кайдакского моста?

— Это для меня самый болезненный вопрос. В свое время мы выполнили самую грязную подготовительную работу: построили два жилых дома и отселили туда жителей домов из зоны строительства, забили все сваи, сделали опоры. Трасса практически готова, чтобы строить. Но есть один вопрос: кредиторская задолженность заказчика перед подрядчиком. Заказчиком выступает город. Пока не решат эту проблему, невозможно говорить о привлечении из государственного бюджета средств на завершение строительства съездов с Кайдакского моста. Это непростой вопрос, но его нужно решить. Все предложения лежат у Филатова на столе. Когда мы общались, он мне их показывал. Мэр тоже думает о решении этой проблемы и говорил об этом с Президентом. После того как город рассчитается с подрядчиком, можно будет начинать с чистого листа и решать, сколько денег выделить из городского, областного и государственного бюджетов.

БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ – ДОЛГОСТРОИ И АЭРОПОРТ
— Долгострои на набережной – еще одна болевая точка Днепра. К «Парусу» добавилась баскетарена. Что с ними делать?

— По «Парусу» я не дам никаких рекомендаций. Этот объект куплен, у него есть собственник. «Парус» продавался с определенными условиями. Сроки выполнения этих условий заканчиваются. Договор купли-продажи можно будет расторгнуть, перевести объект в городскую собственность, а потом уже принимать решение, как достраивать. На сегодня это частная собственность, которая охраняется законом. Что касается баскетарены, считаю, что ее нужно забрать в городскую коммунальную собственность и сделать проект поэтапного завершения и ввода в эксплуатацию. Она находится рядом с Дворцом детей и юношества. Там можно создать целую сеть спортивных, культурных, социальных и туристических проектов. Городские баскетбольные и волейбольные команды получат очень хорошую спортивную арену. Залы можно будет сдавать в аренду для соревнований и концертов. Напротив находится институт физкультуры. Представьте, какая база была бы для этого вуза в утренние и дневные часы. А под это уже можно было бы привлечь государственные деньги. Важно помнить: чем дольше простоит этот объект, тем сложнее будет его завершить. И еще: какие бы работы не делали по реконструкции набережной от Мерефо-Херсонского моста до Космической, без благоустройства этой территории не обойтись.

— Какое управленческое решение вы бы предложили по еще одному провальному месту Днепра – аэропорту?

— Я говорил, как только стал городским головой: нельзя рассчитывать, что город будет развиваться, не имея международного аэропорта, условий для проживания приезжающих иностранцев и устойчивой связи. Вопросы проживания и связи решены. Остался аэропорт. Если он будет работать так, как сегодня, Днепр превратится в уездный город. Мы не можем конкурировать с Одессой или Львовом по туризму, а по бизнес-туризму, развитию промышленности, выставочной деятельности, деловой жизни — не только можем, но и будем. Хотят или нет этого сегодняшние собственники аэропорта, они не смогут помешать Днепру быть успешным городом. «ПриватБанк» остается одним из самых успешных банков Украины, несмотря на то, куда его завели. То же сделали и с аэропортом, и с футбольным клубом «Днепр». Это звенья одной цепи. Аэропортом нужно заниматься. Там есть часть государственной собственности – взлетно-посадочная полоса. Есть государственное предприятие, которое занимается управлением полетами. Так что технические вопросы могут быть решены. А вот куда людей завести, как сделать открытым воздушное пространство, как сделать, чтобы сюда летали лоукосты, — эти вопросы нужно решать сегодня. Да, эта программа будет стоить денег. Нужно либо договориться с собственником аэропорта, либо делать свой проект.

Беседовала Елена Мисник, фото Андрея Батозского

Категория: Особое мнение

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: