Skip to content

Как ковалась победа «Оппоблока»

Юлия Мухина

Юлия Мухина

 

Бизнесмен Игорь Маринкевич в октябре 2015 года баллотировался в Днепропетровский горсовет от «Оппозиционного блока» по 44-му избирательному округу.

Времени на встречи с избирателями Игорь Валерьевич не жалел: ходил по дворам, выслушивал каждую одинокую мамочку и пенсионерку, проводил многочисленные встречи «А у нас во дворе». После выборов он узнал, что в проходную часть рейтингового списка не попал.

«Было недоумение, — говорит Маринкевич. – По всем промежуточным результатам подсчета голосов, проводимым как конкурирующими партиями, так и независимыми общественными организациями, я проходил по процентам, причем с запасом».

В течение почти полутора лет он даже не догадывался, что на самом деле занимал счастливое 26-е место в списке депутатов «Оппоблока». Счастливое потому, что в городской совет прошли 25 депутатов от этой партии. Однако номер один партийного списка Александр Вилкул, естественно предпочел горсовету Верховную Раду. Вместо него в местную власть зашел безработный Назарий Постольник. Как выяснилось, этот ныне действующий депутат на самом деле был тридцатым в рейтинговом списке. Как же удалось провернуть такую аферу?

Ставка на непотопляемую «бабу Валю»

В 2015 году накануне предстоящих местных выборов Днепропетровскую городскую избирательную комиссию штормило: партии то и дело отзывали своих представителей и меняли их на других, более послушных.

«Такой ротации, как в Днепропетровской городской избирательной комиссии, не было ни в одной территориальной комиссии Украины, — рассказывает Андрей Гусак, член горизбиркома. – Поддерживающие «Оппозиционный блок» партии инициировали введение таких членов комиссии, которые бы отстаивали их интересы, а не выполнение норм законодательства. Городскую комиссию формировали так, чтобы она слушала Валентину Панкулич».

Валентина Панкулич возглавила городскую избирательную комиссию в октябре 2015-го, прямо перед выборами. Народный депутат Андрей Денисенко написал тогда в Фейсбуке:

«Руководству ЦИК занесли 2 миллиона долларов за смену днепропетровской ТИК на человека Сашовилкула – Валентину Панкулич. Специалист по «коррекции» результатов голосования и переписыванию протоколов «баба Валя» возглавляла горизбирком при Януковиче, а сейчас заведена в комиссию от технической к «Оппоблоку» партии «Женщины за будущее».

Один из примеров такой коррекции: в 2013-м под руководством Валентины Панкулич Днепропетровский горизбирком принялся пересчитывать голоса, якобы выявив какие-то нарушения. После повторного пересчета Вадим Шебанов, кандидат в депутаты горсовета от БЮТ, проиграл всего 37 голосов Василию Клоченко, кандидату от Партии регионов.

Андрей Гусак спросил представителей Центризбиркома:

«Почему вы назначали председателем комиссии человека, на которого на тот момент еще не было закрыто уголовное дело по нарушениям избирательного законодательства?»

В ответ услышал:

«ЦИК руководствовалась тем, что у госпожи Панкулич был большой опыт работы на руководящих должностях в территориальных избирательных комиссиях».

Об огромном опыте по фальсификации выборов они скромно умолчали.

Конец ЧП Панкулич

Валентина Панкулич свой хлеб ела не зря. В 2015-м она попыталась сорвать проведение второго тура голосования по выборам городского головы, когда за пост мэра боролись Борис Филатов и Александр Вилкул.

«За четыре дня до проведения выборов госпожа Панкулич прекратила проводить заседания, — вспоминает Андрей Гусак. – В районных ТИК были замены, которые ее не устраивали – председателями становились неконтролируемые Панкулич люди».

По норме закона в случае отсутствия председателя комиссию созывает заместитель председателя. Так и поступили: созвали комиссию и выбрали председательствующего – Андрея Гусака.

«Мы на свой страх и риск обеспечили проведение и окончание избирательного процесса, — говорит он. – В день выборов председатель Панкулич также отказывалась проводить заседание. Провели сами. Мы действовали как единый коллегиальный орган и все решения принимали коллегиально. Госпожа Панкулич принимала решения как частное предприятие Панкулич. Она сама писала письма якобы от комиссии и ставила печать».

Признавать и объявлять результаты выборов, которые ей не подходили, Панкулич не хотела. Вернее, они не подходили ее заказчикам – «Оппоблоку». Что же все-таки заставило председателя горизбиркома 25 ноября на сессии горсовета огласить постановление об избрании городским головой Бориса Филатова? Андрей Гусак считает, что страх уголовного наказания за неисполнение решения комиссии и пренебрежение волеизъявлением избирателей.

Тем не менее после местных выборов 2015-го Валентина Панкулич еще больше года возглавляла Днепропетровскую городскую избирательную комиссию. Только в декабре 2016-го партия «Женщины за будущее» обратилась в ЦИК с просьбой о замене председателя днепровской ТИК. 4 января 2017 года Центральная избирательная комиссия досрочно прекратила полномочия Валентины Панкулич. Днепровскую городскую территориальную избирательную комиссию возглавила Евгения Ориненко.

Так получилось, что конец ЧП Панкулич положила народная инициатива по отзыву депутатов группы «За Днепропетровск».

Сами себя загнали в угол

Днепр стал первым городом в Украине, где попытались реализовать народную инициативу по отзыву депутатов городского совета. Инициатива касалась Василия Губерта, Дмитрия Безуглого, Руслана Вишневецкого, Олега Григорука, Наталии Демидовой, Владимира Икола, Анжелики Пилипенко, Сергея Пустового и Николая Царенко. Однако народной ее можно назвать только условно.

«Если посмотреть на людей, которые инициировали народную инициативу, то станет понятно, что она исходит от «Оппоблока», а не от избирателей, — говорит Андрей Гусак. – Возглавляет инициативную группу Валентина Толстоног. Среди кандидатов в депутаты Днепровского горсовета госпожа Толстоног занимает 29-е место в рейтинговом списке «Оппоблока». В случае отзыва депутатов из группы «За Днепропетровск» она стала бы депутатом горсовета».

Инициатива, направленная на дестабилизацию ситуации в городе, провалилась благодаря председателю комиссии Панкулич и секретарю Ильиной. 18 января Днепровский горизбирком проголосовал за прекращение инициативы по всем девяти депутатам. Причина простая – никто из членов комиссии не видел подписные листы за отзыв депутатов. Куда же они подевались?

«27 декабря подписные листы по народной инициативе передали в городскую избирательную комиссию, — пояснил Андрей Гусак. – А уже на следующий день единоличным решением председателя Панкулич эти листы были переданы в Амур-Нижнеднепровский районный совет. Есть два варианта. Либо они с секретарем Ильиной это сделали потому, что не было необходимого количества подписей и их туда доносили, либо боялись, что эти подписные листы пропадут. Инициативная группа вместе со своими сторонниками в горизбиркоме – Панкулич и Ильиной — сама загнала себя в патовую ситуацию. Документы строгой отчетности, которые должны находиться только в комиссии, фактически выкрали».

18 января Днепровская городская избирательная комиссия направила заявление в правоохранительные органы, в котором указано, что должностные лица – бывшая председатель Панкулич и секретарь комиссии Ильина — совершили правонарушение, касающееся порядка использования и обращения с документами, которые содержат конфиденциальную информацию. Данное правонарушение квалифицируется по части 2 статьи 158 УК Украины – фальсификация избирательных документов. Она предусматривает санкции вплоть до четырех лет лишения свободы.

Маринкевич заменит Постольника?

Пока Панкулич давно поправляет расшатанное непосильным трудом здоровье, на свет божий продолжают выплывать плоды ее службы «Оппоблоку».

«Из Центральной избирательной комиссии поступил сигнал об отсутствии решения по очередности депутатов, избранных 25 октября 2015 года, — поясняет Андрей Гусак. – Мы обратились в областной архив с просьбой предоставить протоколы решений районных и городской ТИК, касающиеся результатов этих выборов. Мы нашли различия только в одном документе, касающемся списка депутатов от «Оппоблока».

Согласно протоколу городской избирательной комиссии, который хранится в архиве, Назарий Постольник занимает 26-е место в рейтинговом списке «Оппоблока». Он якобы набрал 31,888 процента голосов. Однако по протоколу территориальной избирательной комиссии Красногвардейского района кандидат Постольник должен быть на 30-м месте, поскольку набрал на полпроцента меньше голосов – 31,388. Цифры 3 и 8 очень похожи. Не правда ли? Это и решило судьбу депутатского мандата.

Теперь Игорь Маринкевич должен подняться с 27-го на 26-е место в рейтинговом списке и зайти в горсовет. Правда, для этого ему еще нужно будет выиграть дело в Днепровском административном суде. Суд на основании протокола заседания Днепровской городской избирательной комиссии от 09.02.2017 года должен признать недействительным постановление об избрании и регистрации депутатом Постольника. Скорее всего, законное право Маринкевича будет реализовано и избиратели получат того депутата, за которого голосовали, хоть и через полтора года после выборов.

В этой истории остается лишь несколько вопросов. Если во времена открытых партийных списков «Оппоблок» с легкостью сфальсифицировал результаты местных выборов, то что творилось в эпоху смешанной избирательной системы? Как же ковалась победа «Оппоблока», в прошлом — Партии регионов? И, наконец, когда же главные фальсификаторы, имена которых давно известны, будут наказаны?

Полина Акуленко

Категория: Особое мнение

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: