ИЩУТ ПОЖАРНЫЕ, ИЩЕТ МИЛИЦИЯ…
Парадокс нашего времени: на фоне непрерывного пике отечественной экономики предприятия Днепропетровщины испытывают острый дефицит кадров. Нужны все — от дворников до программистов.
Об этом на своей странице в соцсети написал советник председателя облгосадминистрации Юрий Голик.
«Сегодня в Днепропетровской области:
1. Облэнерго. Третий месяц не могут укомплектовать аварийную бригаду в Покрове. Зарплата 6000 грн. + премии и т. д., в среднем в месяц 9000 грн.
2. Облгаз. Дикий дефицит разнорабочих по всей области — слесари, водители, мастера. Готовы брать без соответствующего профиля и обучать. 6000 — 7000 грн. в месяц. Премия по итогам года.
3. Управление капитального строительства. Куча вакансий и дикая необходимость специалистов в связи с увеличившимися в несколько раз объемами строительства. Банально бьются над формированием современной службы заказчика.
4. Менеджеры по рекламе. Берут со студенческой скамьи и два месяца каждый день учат, платя несколько тысяч в месяц просто за то, что человек обучается. К работе из десяти учащихся приступает один.
5. Программисты. Думаю, нет смысла рассказывать, какая в них потребность и как сложно их находить.
6. Проектная организация. Главный инженер проекта. 1000$. Третий месяц поиска. А нужен не один».
Если учесть, что практически такой же клич совсем недавно бросал в толпу заместитель городского головы Днепра по ЖКХ Михаил Лысенко, то становится ясно, что проблема системная и глубокая. Так где же эти люди? Почему при довольно высоком уровне безработицы не хватает специалистов? Может, разгадка в том, что они все чаще находят работу за пределами страны?
КОГДА РОДИНА НЕ КОРМИТ И НЕ ЦЕНИТ
Не зря на этой неделе темой номер один, которая активно обсуждалась в обществе, стала эмиграция. Все началось с небольшого поста в Фейсбуке одного человека, которого вряд ли можно назвать блогером или лидером мнений. Но сказал он о наболевшем. О том, что Украина не ценит своих людей. В то время как во всем мире идет охота на таланты. Он также назвал провальным решение правительства, которое привело к массовому закрытию ФОПов. Ведь именно представители среднего класса, не надеясь на государство, не только кормят свои семьи, но и создают рабочие места.
Дальше все было похоже на вирусную рекламу. Более 25 тысяч человек согласились с автором. И многие рассказали свои истории. Почему уехали. Или почему остались.
А я вдруг вспомнила свой разговор с известным в нашем городе медиком лет десять назад. Мы говорили о том, что с такими зарплатами и таким подходом к медицине
скоро в стране некому будет вырезать аппендицит. Слава богу, прогнозы не сбылись, наши медики показали всему миру, что умеют лечить, спасать и жертвовать собой. Но зарплаты врачей и среднего медперсонала по-прежнему оставляют желать лучшего, а реформы буксуют не первый год. В то же время врачи – наиболее востребованные специалисты в странах Европы. И потому на эмиграцию решаются в основном молодые
и перспективные кадры. И уезжают. И не возвращаются. Как и инженеры, IT-шники и многие-многие другие.
По статистике, работать за границу за последние 20 лет уехали от 7 до 15 процентов экономически активных граждан. Часть из них осели за рубежом навсегда, другие продолжают работать и хотят вернуться в Украину, когда она станет
экономически стабильной.
Девальвация гривни, низкое доверие к банковской системе, безработица, рост цен и тарифов, проблемы в сфере здравоохранения, отсутствие вменяемой социальной политики и пенсионной реформы – все эти факторы многим просто не оставляют выбора.
ЗАГРАНИЦА ИДЕТ НАВСТРЕЧУ
Так, согласно апрельским данным социологического опроса института Горшенина более 40 процентов экономически активных украинцев в возрасте от 18 до 29 лет готовы уехать из страны ради более оплачиваемой работы и карьерных перспектив. По данным опроса компании GFK Ukraine, восемь процентов граждан Украины (а это около трех миллионов человек) в ближайшее время строят планы трудовой миграции. К примеру, пять лет назад это количество было более чем вдвое меньше – 1,2 миллиона украинцев.
К слову, уезжает только каждый восьмой из тех, кто намерен работать за границей. И пока наше правительство неуклюже пытается удержать экономическую ситуацию, развитые страны решают свои проблемы на рынке труда за счет трудовых мигрантов, в том числе и из Украины.
Лидером среди стран ЕС, который максимально создал условия для трудовых ми-
грантов, стала Польша. В 2014—2015 годах более полумиллиона украинцев получили
право на постоянное или временное проживание в этой стране. Способствует этому правительственная политика Польши: недавно Министерство по вопросам семьи, труда и социальной политики объявило о планах уравнять зарплату наемных рабочих из-за
рубежа и поляков. Особенно это касается сезонной работы в сельскохозяйственном секторе экономики.
В среднем, показатель трудовой миграции украинцев среди стран ЕС вырос на 30 процентов: чаще всего едут в уже упомянутую Польшу, Германию, Италию, Чехию и
страны Скандинавии. Значительно возросло количество желающих заработать на лучшую жизнь в США и Канаде. Сейчас, по разным данным, за рубежом работают от четырех до восьми миллионов украинцев.
А УКРАИНА НАКАЗЫВАЕТ САМЫХ ТРУДОЛЮБИВЫХ
При этом государство предприняло лишь первые шаги по улучшению статуса трудовых
мигрантов за рубежом. И пока не осуществляет никаких системных действий по улучшению прав заробитчан внутри страны. Например, до сих пор отсутствуют поправки в законодательство, которые бы учитывали трудовой стаж мигранта в общий для будущего начисления пенсий. Получается, что человек может много лет проработать за рубежом, заработать деньги, которые в дальнейшем будет вкладывать именно в украинскую экономику, однако так и не получит от государства достойной пенсии.
Кроме того, трудовая миграция – это не всегда проблема. В условиях развития привлекательного бизнес-климата для развития малого и среднего предпринимательства (вспоминаем повсеместно закрывающиеся ФОПы), именно заработанные за границей средства могли бы стать двигателем реформ и изменений в экономике Украины.
Государство могло бы создать условия для легализации капиталов, их сохранения и приумножения. Ведь мигранты готовы инвестировать средства не только в свою
семью, но и в деятельность местной общины.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Очевидно одно: проблема с каждым годом будет усугубляться. Среднее, самое перспективное поколение, которое уже распробовало вкус зарубежной жизни, теперь вряд ли вернется на отечественный рынок труда.
Что имеем в сухом остатке? Тех, кто гораздо старше, и тех, кто гораздо моложе. В идеале нужно было бы разработать ряд мер по закреплению молодежи на Родине и прекратить давить налогами работающих пенсионеров. Но все это полностью переворачивает понятия и подходы на рынке труда. Да и самим отечественным работодателям придется смириться с мыслью, что сегодня и сейчас им полного сил, но
уже опытного сотрудника не получить или он будет стоить ну очень дорого. Придется всячески удерживать опытных, но не очень молодых и учить премудростям профессии
совсем юных.
Татьяна Валигурская