Поначалу они вызывали настороженность, граничащую с неприятием. Заметному осуждению балетных ценителей подвергались авторские версии Поклитару классических шедевров. «Шекспирименты», «Щелкунчик», «Лебединое озеро» в интерпретации Раду вызывали бурю негодования. Тем не менее даже яростные противники «надругательства» над «священными балетными коровами» прилежно продолжают посещать его спектакли. Объективный свидетель нарастающего интереса к модерн-балету – театральная касса. «О Поклитару и писать не надо, он и без того аншлаг соберет», — услышу реплику от театральной администрации. Похоже, Днепру пришла пора обзавестись по примеру Одессы фестивалем авторских балетов Поклитару.
Итак, на очереди современная версия «Жизели», заявленная на 10 октября (понедельник 19.00). Первый спектакль Поклитару в новом для него статусе лауреата высшей в Украине государственной награды — Национальной премии им. Т. Г. Шевченко.
Поклитару не был бы собой, если бы просто перенес прославленный в веках шедевр 1840 года на балетную сцену XXI столетия. Достаточно принять во внимание название театра хореографа «Киев модерн-балет». Тем самым снимаются все возможные упреки постановщику в оскорблениях, нанесенных великим творцам прошлого. То есть мы увидим ремейк легендарного старинного балета. Музыку Адана хореограф не тронул. Зато романтическое либретто Готье отмел. Там, если помните, речь шла о несчастной любви наивной селяночки к высокородному графу. Тема социального неравенства присутствует и тут, но в ключе современном. Не претерпели изменений имена персонажей. Жизель, Альберт, Ганс, Батильда, Мирта – как и в классическом образце. Но реалии, ситуации, характеры — из дня сегодняшнего. Жесткие и без сантиментов.
Жизель танцует днепропетровчанка Анна Герус. Дотошные балетоманы помнят ее как Величко. Анна закончила хореографическую школу при оперном театре и наш театральный колледж. Работала в труппе Днепропетровского классического балета. Уехав однажды на учебную сессию в Киевский театральный институт Карпенко-Карого, вернулась оттуда с решением поменять не только театр, но и балетную судьбу. Без малого десять лет Аня – ведущая артистка в театре Поклитару. Пользуюсь ее кратким предгастрольным приездом в Днепр, чтобы из первых рук получить информацию о предстоящем спектакле в «Киев модерн-балете».
— Аня, извечный спор между балетной классикой и авангардом длится больше столетия. Ты в нем на чьей стороне?
— Боюсь, что вопрос о вечном противостоянии классики и модерна актуален лишь у нас. Для меня главным критерием в этом сравнении служит художественное качество спектаклей. По нему определяю ценность балета. А недостаточный уровень исполнения способен обесценить как классику, так и модерн. Разумнее говорить о том, что ближе моей индивидуальности. Да, я получила классическое балетное образование. Возможно, если бы не встреча с Поклитару, кардинально изменившая мою творческую жизнь, я бы так и продолжала работать в труппе Днепропетровского балета. Сейчас могу признаться, что на уроках классического балета в труппе Поклитару я получаю удовольствие, но танцевать годами одни и те же балетные названия, соблюдая канонические правила исполнения, мне малоинтересно. Модерн — это информация, посыл, общение и диалог со зрителем. Тогда это трогает.
— По слухам, балетмейстер Раду Поклитару — едва ли не диктатор.
— Диктатор?.. Раньше на этот вопрос я бы, не задумываясь, сказала: «Да». Теперь думаю иначе. В работе он нормальный человек: слышит нас и считается с нашим мнением. Ценно то, что Раду не просто важна индивидуальность исполнителя, он отталкивается от ее особенностей.
— И какая же она, твоя Жизель? К чему следует готовиться нашему зрителю?
— Начну с того, что балет «Жизель» люблю по-особенному с раннего детства. Идеальный балет, в котором все сходится: сюжет, музыка, драма, хореография. Конечно, когда Раду объявил о его постановке, я испытала шок: что можно еще в нем придумать? Ведь там все есть. На протяжении репетиций личное мое отношение к постановке не раз менялось. Но спектакль получился живой, и роль живая, как и весь балет в целом. Всякий раз проживаю его заново. Подробно о спектакле говорить не буду. Зрители его увидят. Скажу лишь, что постановка Раду – это реинтерпретация классической версии. Ремейк. Если совсем примитивно — переделка. По сюжету Поклитару, моя Жизель — обездоленное дитя большого города. Ее герой Альберт — не знатный граф, а байкер.
— Слышала, что «Жизель» — самый дорогостоящий спектакль в репертуаре театра.
— Спектакль действительно дорогой и финансово затратный. Расходы взяла на себя наш меценат Людмила Русалина. Художники у Поклитару практически постоянные. Автор декораций — Андрей Злобин. Художник по костюмам Анна Ипатьева. Решение сценографии и костюмов мне кажется интересным. Талантом художников создается сценический мир, в который веришь. Мир убедительный и художественно выразительный.
— О личном можно?
— Муж киевлянин. Познакомились через Интернет. Он — инженер с творческой душой, влюбленный в балет. Муж мне друг, верный, надежный. Дорожу возможностью гастролировать, ездить, учиться, видеть. Полезно бывает других посмотреть. Сейчас ищу себя в хореографии: ставлю номера, готовлюсь к постановке спектакля — хочется попробовать! Балетная травма освободила время для обучения второй профессии. В качестве стилиста (живопись на лице) востребована в ТВ-проектах, на съемках. Мне это интересно. Хобби — цветы. Они у меня хорошо растут. Объем и полнота жизни меня радуют.
Наталия Иващенко
Категория: Новости Днепра, Новости Культуры Днепра
Метки: балет, Новости Днепра, оперный театр