По Днепропетровской области курсируют фуры с так называемым «львовским мусором». Шестнадцать 40-тонников, разбившись на группы по 2-3, днем прячутся «в кустах». Но, как только темнеет, снова собираются — неподалеку от стихийной свалки рядом с поселком Мелиоративный Орловщанского сельского совета. И ждут, когда с их пути уйдут местные жители и активисты-экологи, препятствующие разгрузке мусоровозов со львовскими госномерами. Хотя люди уходить не собираются. Наоборот, за несколько дней после первой попытки «гастролеров» разгрузиться, решимость местных жителей не допустить выгрузки около 640 тонн мусора неизвестного происхождения в опасной близости от их домов и колодцев только выросла.
Как узнали львовские мусорщики о свалке рядом с Мелиоративным? По мнению члена Общественного экологического совета при Днепропетровской облгосадминистрации Вячеслава Горобца, в это раз источником информации для них стал… видеорепортаж экологов о возгорании этой незаконной свалки, выложенный в интернет:
— Спустя некоторое время после этого репортажа вокруг свалки вдруг началась
активная подготовка — насыпали довольно качественную шлаковую дорогу, разгребли горы мусора, освободили место для нового, построили площадку для выгрузки ТБО.
И все бы ничего, но местным жителям это не понравилось. Тем более, что никто до сих пор не знает, что именно так хотят вывезти из Львова, что на самом деле в фурах. Какой смысл везти обычный мусор через всю страну огромными фурами и пытаться растыкать его по местным свалкам? Только из-за транспортных расходов он уже становится «золотым», не говоря уже об остальных затратах.
23 сентября около 23 часов ночи местные активисты были предупреждены о прибытии первых фур, инициативная группа выехала на место и заблокировала подъезд к свалке. Позднее начали подтягиваться другие жители Мелиоративного, всего собралось до 50 человек. «Решалы» пытались выяснить, кто «старший», говорили, что у них есть разрешение от «владельца свалки», почему-то звонили по громкой связи бывшему директору Орловщанского коммунального предприятия «Орловщанский коммунальщик» Любови Журавской, и она нецензурно требовала пропустить фуры. Когда все это не подействовало, участникам акции стали предлагать деньги – по 500 гривен за фуру, а когда и это не сработало — в ход пошли угрозы. Мол, привезем сейчас автобус со спортсменами и поговорим с вами по-другому. Только в третьем часу ночи, после прибытия наряда полиции, уехали. Еще раньше куда-то уехали и фуры.
По словам Вячеслава Горобца, жители Мелиоративного и сейчас продолжают дежурить. И задаются вопросом — как груженые отходами неизвестного происхождения грузовики могут свободно разъезжать, не вызывая интереса у патрульной полиции и правоохранительных органов?
Полиции надо активнее реализовывать природоохранное законодательство, уверен депутат Днепропетровского облсовета, член постоянной депутатской комиссии по вопросам экологии и энергосбережения Павел Хазан:
— Это серьезный системный вопрос – что должна делать полиция в случае нарушения природоохранного законодательства? Механизм пока не отработан, полицейские не знают природохранного законодательства. В таких ситуациях, как Мелиоративном, им надо действовать более решительно. Ведь эта конкретная ситуация — только один из множества подобных случаев, только один из примеров вопиющего беззакония. Подавляющее большинство подобных свалок в Днепропетровской области – неофициальные.Когда свалка начинает отравлять воздух, воду, и люди начинают это ощущать, естественно, они будут не согласны. У нас демократическое государство, у граждан есть конституционное право выходить и защищать свои права. Все зависит от активности людей. Местные власти должны их поддерживать. Сельский голова Мелиоративного вышел вместе с жителями поселка. А вот сельский голова Орловщанского сельсовета, на территории которого находиться и поселок , и незаконная свалка, не то что не помог гражданам,- он вообще сделал вид, что ничего не происходит. То ли в силу юридической безграмотности, то ли он знал о выгрузке мусора заранее…
Задача областной власти – пресечь это правонарушение и активизировать местный менеджмент. Первый вопрос на предстоящем заседании нашей рабочей группы – о ситуации на этой и других стихийных свалках. Это вопиющее правонарушение, угрожающее жизни и здоровью людей, мы ликвидируем его совместно с МЧС и местными органами власти. Если местное самоуправление в лице глав сельсоветов будет такое же нерадивое, как в Орловщине, если люди не понимают и не читают закон, мы будем инициировать возбуждение уголовных дел.
Павел Хазан также сообщил, что в Днепропетровской области будет внедряться экологическая стратегия, задача которой – постепенно прийти полной ликвидации свалок за счет 100-процентной переработки мусора. Стратегия фактически рассчитана на несколько десятков лет и включает в себя создание в области системы экологического мониторинга, повышение экологического образования населения.