16 июля исполнится 95 лет со дня рождения нашего земляка, выдающегося украинского живописца Михаила Александровича Кокина. К этой дате в Художественном музее сегодня открылась выставка его работ
«Как можно не чувствовать интереса к другим людям и считать своим достоинством железное безразличие, отделение себя от жизни, которая так многообразно предстает перед нами?», — писал испанский художник 19 столетия Пабло Пикассо.
В произведениях Кокина непременно живет дух времени. Михаил Александрович родился 16 июля 1921 года в Днепропетровске. С 12-ти летнего возраста посещал студию Дворца пионеров. С 1936 по 1947 гг. обучался в художественном училище, где преподавал Михаил Панин, основатель художественной школы и ученик Ильи Репина. В 1954 году Кокин окончил Киевский государственный художественный институт. Его учителями были известные украинские мастера Г. С. Мелихов, В. Н. Костецкий и С. А. Григорьев.
В 1958 году стал членом НСХУ. Несколько лет работал главным художником художественно-производственного комбината. В 1976 году получил звание Заслуженного художника Украины, а в 2001 году – Народного художника Украины.
Михаил Александрович был награжден орденами Великой Отечественной войны I и II степеней, орденом Красной звезды. В искусство он пришел уже достаточно зрелым человеком. Пройдя испытания войны, живописец принёс в искусство особый интерес к жизни, любовь к родной земле и жажду к прекрасному.
В каждом жанре мастер находил какие-то особые аспекты. В начале творческой деятельности он обратился жанру классический портрет. Одна из таких работ – портрет заслуженного деятеля искусств УССР Михаила Панина – человека, который сыграл большую роль не только в художественном образовании Кокина, но и в развитии искусства Днепропетровщины. Художник изобразил своего учителя уже немолодым. Старик опирается на трость, гордо и задумчиво смотрит в сторону. За плечами у него богатый жизненный и творческий опыт.
Женские образы Михаил Александрович передавал совсем иначе. Героини этих портретов преисполнены нежности и лиричности. Например, образ дочери художника Ирины.
Еще одно направление творчества Кокина – пейзаж. Природа в его работах предстает в совершенно разных настроениях: от холодных зимних до светлых летних пейзажей. А создавая натюрморты, мастер использовал теплые жизнерадостные краски.
— Кокин был прекрасным человеком и обладал сильной энергетикой, — рассказывает искусствовед Людмила Тверская. — Эта энергетика ощущается и в его картинах. Особенно в портретах. Он изображал только незаурядные личности. Это и преподаватель художественного училища Комунар Беркута, и подводник — друг художника… Некоторое время живописец пребывал за границей. Думаю, Франция испортила мастера. Ведь там он писал картины на заказ. В основном для людей, мало понимающих в искусстве. От Кокина требовали легкости, солнышка. Его страстная натура нивелировалась в процессе создания таких работ. Я очень рада, что в коллекции Художественного музея их нет.
Самого себя мастер изобразил не таким ярким, каким он был в жизни. К своим ученикам художник всегда относился очень строго. Когда был чем-то недоволен, говорил прямо: «Не можешь работать — не работай». Всем своим творчеством он доказал, что только полная самоотдача и любовь к своему делу поможет создавать настоящие шедевры.
Марианна Стец, фото автора