![](https://nashemisto.dp.ua/wp-content/uploads/2016/06/Trav_1.jpg)
25 июня (суббота, 18.00) Днепровская опера закрывает 42-й театральный сезон вердиевской «Травиатой»
Уже на первом из премьерных показов спектакля поражало количество иномарок, опоясывающих здание театра. Не меньше удивляли возбуждение публики, туалеты дам, обилие цветочных букетов и прочие аксессуары, сопутствующие суперсобытиям. Что крылось за непривычным всплеском зрительского внимания, доподлинно неизвестно. Сказалась ли эффективная реклама: первый в городе театральный флешмоб в «Мост сити», провокативная афиша и слухи об эпатажной сценографии, придуманные художником Дарьей Белой? Или сыграли роль чрезвычайные обстоятельства, в которых рождалась заключительная премьера сезона? Как бы то ни было, «Травиату» приняли более чем тепло и сочувственно. Спектакль сопровождали оглушительные овации, восторженные крики: «Браво», нескончаемые цветочные подношения.
Только не надо думать, что то были всего лишь премьерные радости. Напротив, зрительское любопытство разгоралось с каждым спектаклем. Заметим, что и театр умело его взбадривает неожиданными бонусами. Участие в спектаклях молодых дебютантов наряду с ведущими мастерами оперной сцены, приглашение именитых гостей из Львова и Харькова воспитывают у зрителя «великолепную привычку» к посещению театра оперы и балета. Известно, что музыкальные спектакли на клеточном уровне гармонизируют человека, снимают эмоциональный перегруз, предотвращая нервное выгорание. Премьеры уходящего сезона – балеты «Сильфиды» и «Пахита», опера «Травиата» – отвечают повышенному общественному запросу на красоту и эмоциональное здоровье. Но вернемся к заключительному, седьмому по счету спектаклю «Травиаты» перед долгим и скучным межсезоньем. И, не мудрствуя лукаво, назовем причины, по которым нельзя отменить субботнюю встречу с героиней романа Александра Дюма-сына.
«Он обессмертил моих героев!» – воскликнул автор книги «Дама с камелиями», безоговорочно признавая превосходство вердиевской музыки над своим сочинением, что было и остается истинной правдой. Поразительно, что проникновенную музыку «Травиаты» (так назвал оперу автор либретто) написал композитор, вошедший в историю Италии как Маэстро революции. Человек, отличающийся замкнутостью характера, суровостью нрава, даже неприступностью. Верди не только реабилитировал «заблудшую» представительницу древнейшей профессии. (Публичные женщины всегда вызывали острый интерес в обществе. Их презирали, клеймили каленым железом, но тщетно.) Своей музыкой Верди защитил право куртизанки на прозрение, раскаяние, милосердие. «В любви, как в музыке, важнее всего искренность», – утверждал итальянский маэстро. Следуя его завету, оперный оркестр очень достойно интерпретирует сочинение композитора. Дирижер Юрий Пороховник удостоился самых лестных отзывов авторитетного жюри смотра-конкурса «Сичеславна-2016». Благотворно сказался многообразный опыт маэстро, славного воспитанника Львовской школы: более 50 раз Юрий Федорович представлял вердиевскую оперу на разных сценах как в Украине, так и за рубежом. И ныне им движет не просто желание вернуть в репертуар театра беспроигрышный оперный шлягер, а дать ему новую жизнь. И, действительно, много раз слышанная музыка в его прочтении обретает новое свежее дыхание и волнующую энергетику. Ее хочется слушать снова и снова. В полной мере оправдывает ожидание публики и работа академического хора. Очень нескучный коллектив, не только стабильно и качественно поющий, но и актерски выразительный. И все-таки успех «Травиаты» определяют и завершают главные ее герои.
И тут нельзя забыть, что автор идеи возрождения спектакля, ставшего его лебединой песней, Юрий Чайка был человеком импульсивным и увлекающимся. Особый предмет режиссерской любви – артисты молодые и талантливые. Перед ними мэтр, не стесняясь, склонял голову (и перед девочками, и перед пацанами – его слово!). Зная о том, наследовавший ему харьковский режиссер-постановщик Алексей Дугинов кардинально отредактировал исполнительский состав «Травиаты». По его настоянию, дирекция театра провела конкурсный отбор среди молодых претендентов на главные роли. В финал вышли двое: Марианна Рябошлык (Виолетта) и Марк Сердюк (Альфред). Оба – абсолютные дебютанты на оперной сцене. Риск, и еще какой! К счастью, они его оправдают.
Марианна Рябошлык – недавняя выпускница Днепропетровской консерватории (вокальный класс народной артистки СССР Нонны Суржиной ). Вот ее авторитетное мнение об ученице: «Марианна по-настоящему талантлива. Она музыкальна, одарена актерски, хороша собой и, что бывает нечасто у певцов, умна и очень работоспособна. Убеждена, что у нее хорошие перспективы и обнадеживающий потенциал».
В отличие от Марианны, Марк Сердюк – потомственный музыкант. Это тот случай, про который говорят: на роду написано. Из 24 лет жизни двадцать отданы постижению музыки. По первому высшему музыкальному образованию (Харьковский национальный университет искусств) Марк пианист, лауреат нескольких престижных международных конкурсов. Гастролировал в Польше, Германии, Франции, Испании и в странах ближнего зарубежья. Тем временем его певческий голос прогрессировал, стимулируя Марка к выбору. Однажды он его сделал. Сегодня Сердюк студент-вокалист третьего курса. Кроме того, он востребованный концертмейстер на отделении струнных инструментов и практикующий певец в качестве приглашенного гостя.
Возрастная цифра у Марианны и Марка одна на двоих – 24 года.
При всем уважении к мастерству и профессиональным достоинствам их коллег, театр доверил закрыть свой 42-й сезон М. Рябошлык (Виолетта Валери) и М. Сердюку (Альфред Жермон). Пропустить такое событие – тяжкий грех.