участник международного научного проекта «Медиалингвистика-XXI век»
Владимир БАРБАШОВ — один из тех россиян, которые ищут ответы на неудобные вопросы и всеми возможными способами борются с кремлевской пропагандой.
А познакомились мы с ним на между народном Киевском форуме по безопасности, организованном фондом «Відкрий Україну». Свое выступление перед аудиторией, где присутствовали и представили более 20 европейских стран, он начал с того, что попросил прощения у украинцев от имени россиян, которые понимают, что на самом деле происходит. Их не так много, как хотелось бы, но они не прячут голову в песок и, несмотря на угрозу для собственной жизни, открыто высказывают свое мнение в прессе, на митингах, форумах. Потому что против войны, насилия и вмешательства Кремля в дела суверенного государства Украины. Потому что хотят видеть Россию свободной, демократической страной. Но то, что наблюдают там сегодня люди думающие, приводит их в ужас.
— Владимир, в одном из своих постов вы написали, что манипуляция сознанием лишает человека свободы в гораздо большей степени, нежели прямое принуждение. Как далеко в этом плане зашли в России?
— Опасность ситуации гораздо больше, чем можно представить. И такой подход в масштабах государства неслучайный, поскольку жертва манипуляции полностью утрачивает возможность рационального выбора, ибо ее желания программируются извне. Власть и подконтрольные ей ресурсы — СМИ, союзы, организации, объединения, известные личности – ведут самую настоящую информационную войну против всех, кто занимается решением таких актуальных для гражданского общества проблем, как защита прав человека, предотвращение экологических угроз, проведение антикоррупционных исследований, повышение эффективности социальных услуг. Максимально используя доступ к фундаментальному властному ресурсу – публичному дискурсу, россиянам пытаются представить таких людей и организации в образе шпионов, национал-предателей (термин В. В. Путина), пятой колонны, а если говорить в целом – в образе врага. Сочетание «иностранный агент» было введено в публичный дискурс намеренно, как изощренный метод информационной войны, как своего рода оружие массового психического поражения.
По моему убеждению, в отношении российских граждан совершаются умышленные преступные деяния, так как на психическую сферу человека оказывается целенаправленное воздействие, а его поведение программируется извне. Конечная цель таких усилий – контроль над населением, его управляемость и послушность.
После прихода Путина к власти публичный дискурс практически тотально контролируется этой властью до сих пор. И основной информационный массированный удар наносят прежде всего прокремлевские национальные СМИ — «Первый канал», «Россия-1», НТВ, которые стали дополнительным инструментом государственной информационной политики.
— Гражданское общество пытается информационно противодействовать власти?
— Например, известный правозащитник Темур Кобалия, помимо других проектов, является основателем интернет-канала NGO TV и ведущим передачи «Дом НКО». Но в целом результат плачевный, если не сказать больше – фатально трагичный, раскол в современном российском обществе сегодня характеризуется четким вектором к стремительной эскалации. В меню, которое нам ежедневно предлагают прокремлевские телеканалы, есть враги внутренние — это оппозиция и участники протестного движения, которые позиционируются как пятая колонна, агенты госдепа, национал-предатели. Враги внешние — США, страны Евросоюза, новая власть в Украине. Как свидетельствуют многочисленные научные исследования и социологические опросы, основной источник информации для россиян —телевидение, несмотря на то, что мы живем в эпоху Интернета. Казалось бы, есть альтернативные источники, блоги — заходи, регистрируйся, общайся, обсуждай. Но дело здесь, как мне кажется, совсем в другом. Пропагандисты прекрасно отдают себе отчет, что интеллигенция, то есть образованные люди, владеющие иностранными языками и аналитически мыслящие, разгадают их манипуляционную игру, да и черпают информацию они совсем из других источников, уж точно не из прокремлевских каналов. А манипуляция ориентирована главным образом на массу, толпу. Массу эту составляют люди, которым после тяжелой работы и хаоса повседневных бытовых забот, в силу усталости или других причин проще всего взять пульт и щелкнуть центральные ТВ-каналы. А там, начиная с января 2014 года, с завидным упорством убеждают в том, что в Украине сплошь и рядом одни «фашисты», «нацисты», «бандеровцы», «националисты». Причем эти термины вообще не поддаются какой-либо семантической дифференциации и употребляются, в общем-то, как синонимы, маркирующие один образ – врага народа или предателя.
— К счастью, есть люди, для которых правда и дружба между нашими народами важнее их безопасности…
— В их числе известные политики, общественные деятели, артисты, музыканты. Скажем, против аннексии Крыма открыто выступил Андрей Макаревич. Всеми любимый артист, автор известных песен, по сути дела, развенчивал миф о «фашистах» и «нацистах», заполонивших Украину. Но это оказалось опасным для власти настолько, что моментально началась травля музыканта, на него вылили кучу грязи и ненависти. Людям внушали: «оказывается, и российские музыканты тоже поддерживают хунту…» Я много об этом писал, в том числе.
Страшно, что в итоге телезрителю не важно, соответствуют ли произнесенные многократно в фильмах и передачах слова «фашист», «нацист», «бандеровец» или «каратель» своим прямым словарным значениям. В сознании верящего пропаганде зрителя языковая актуализация таких лексем в определенном контексте способствует формированию одного интенционального значения – «враг народа» = «предатель Родины». И именно это используется в качестве инструмента информационной войны. В результате необъективная, искаженная картина в сознании телезрителя или читателя заменяет объективную картину мира.
— После победы Джамалы «Новое время» напечатало вашу статью «Как убедить зрителей не радоваться успехам соседей». Спасибо за правду!
— Да уж, в российском медиа-дискурсе эту тему сделали суперактуальной. Особенно показательными, на мой взгляд, были выпуски на канале «Россия-24», в одном из которых журналисты за четыре минуты постарались сделать все возможное, чтобы убедить нас в одном: нельзя радоваться успехам соседней Украины, кто бы ее ни представлял на каких-либо конкурсах. Специальный корреспондент Павел Зарубин, абсолютно индифферентно констатируя победу Джамалы, сделал акцент: «Россиянин Сергей Лазарев победил по результатам зрительского голосования. Его номер именно зрители по всей Европе назвали лучшим». Затем автор выпуска перешел, так сказать, к политической сервировке главного блюда. И здесь Зарубин нашел Филиппа Киркорова, которому по-комсомольски бодро задал вопрос: «Это в итоге музыкальный результат или политический, на ваш взгляд?» Киркоров достаточно пространно рассуждал о том, что остается под вопросом, оказывалось ли какое-либо воздействие на жюри. Но, к его чести нужно отметить, – в отличие от журналистов, которые не проронили ни единого доброго слова о творчестве Джамалы, Филипп Бедросович достаточно положительно отозвался о ней, как о творческой личности, в интервью каналу «Крым. Реалии». А в интервью «России-24» он поставил под сомнение то, что политика сыграла решающую роль, и объяснил это тем, что «иначе зрители не проголосовали бы за Сережу».
Далее журналисты, напрочь забыв о Джамале, попытались втиснуть в сюжет Мустафу Джемилева. И пошло-поехало: «Россия-24» начеку — съемочная группа столкнулась с лидером никем не признанного Меджлиса. Человек, находящийся в России в розыске, поддержавший энергоблокаду Крыма, отключение света, в том числе в крымскотатарских селах, приехал поддержать песню о страданиях крымских татар в 1944 году». Этот достаточно известный прием манипуляции здесь использовали не случайно, а для того, чтобы фигура «чудовища» Джемилева заслонила фигуру «красавицы» Джамалы и зритель тут же переключил внимание на «отрицательного героя». В результате нивелировалось значение самой темы преследования крымских татар. Вот так готовят горячее блюдо на «Россия-24».
— Что подали на «десерт»?
— Своего рода «прогноз» в форме набора риторических вопросов к публике, типа: «как конкурс проведет страна, у которой дыра в бюджете, на востоке идет война, а в столице регулярные беспорядки? После этого песня Джамалы и отраженная в ней трагическая история репрессий против крымских татар невзначай отошли на задний план, а внимание зрителей сфокусировалось на ситуации в Украине. К сожалению, это всего лишь один небольшой пример манипуляций над зрителями. Зомбирование продолжается.
Общалась Юлия БАБЕНКО, фото автора.