На этом концерте нельзя было не вспомнить, как сам маэстро после исполнения стоял со сдержанной счастливой улыбкой на лице, внимая аплодисментам публики. Он слишком рано ушел от нас (в 55 лет!), и, хотя голова его была седа, душой он был молод, полон планов и надежд. И это в «лихие 90-е»! Да, в этот жесткий для искусства час, когда в любимом оперном театре (а он был одним из его «отцов-основателей») творческая жизнь постепенно превращалась в вялотекущий процесс, что убийственно для художника, именно в этот момент забрезжил выход!
Не бросая театра, они с сыном решили попробовать создать камерный оркестр. С музыкантами проблем не было – лучшие исполнители филармонического симфонического и оперного охотно пошли к Гарри Борисовичу, уже имевшему репутацию отличного музыканта-виртуоза. Дмитрий только начинал на стезе дирижера, хотя и готовился к ней, но у него оказался большой талант не только музыканта, но и организатора, что в те времена было очень важно. Так и распределились роли: отец – художественный руководитель, первая скрипка и концертмейстер скрипок, сын – дирижер и администратор.
Дмитрий очень высоко ценит те первые годы, когда именно под руководством Гарри Логвина закладывались творческие традиции коллектива в тонкостях исполнения, вкусе и в выборе репертуара, в обязательном первом исполнении редких произведений, в продуманном составлении программ, в сотрудничестве и даже дружбе с известными солистами, музыкантами и с юными талантами, теперь уже входящими в музыкальную элиту.
— Для меня наша история делится на два значительных этапа: с Гарри Логвиным и после него, — говорит Дмитрий Гарриевич. — Страшно сознавать, что второй этап уже длиннее первого. Каждый раз, выходя на репетицию к оркестру, я ощущаю папино присутствие, помню его советы, вижу его глаза и чувствую, будто он сидит у меня по левую руку со своей скрипкой. Музыканты, даже уже не работавшие с ним, чтят его память. После смерти папы мы дали его имя коллективу. А я в 2011 году учредил стипендию его имени для лучшего студента-скрипача нашей консерватории. Ее размер – 1 тысяча гривен в месяц из моих личных сбережений, выбирают стипендиата преподаватели консерватории. Есть и мемориальная доска на доме, в котором папа жил.
Но, конечно, самым главным памятником маэстро стал его оркестр, который в такое тяжкое время не просто «продержался» 23 года, он завоевал признание и слушателей, и в профессиональных кругах. За все это время не было ни одного концерта, на который билеты не были бы раскуплены заранее. За эти годы образовалась уже воспитанная оркестром публика. С ним с удовольствием играли солисты мирового уровня, он сам выступал на престижных концертных площадках — Оружейной палаты в Москве, в Национальном центре «Украинский дом» в Киеве. А Дмитрий Логвин как дирижер востребован в Израиле, Казахстане, России, Швейцарии.
Когда в 50-летний юбилей Гарри Борисовича я беседовала с ним, он признался, что считает себя счастливым человеком. И в самом деле: он успел испытать счастье от успехов своего детища – оркестра и от крепнущего таланта сына, в чьи надежные руки передал дорогое ему дело.
В этом году было всего два концерта «Времен года» — открытие сезона и этот, посвященный памяти Гарри Логвина, который ни при каких обстоятельствах не мог не состояться. Это тревожный знак. Почти с рождения поддерживавший коллектив банк «Кредит Днепр» в прошлом году не смог продолжать сотрудничество. Дмитрий находил других спонсоров. На этот юбилейный концерт свою руку ему протянул народный депутат Украины Иван Куличенко. Это вселяет надежду, что Дмитрий Логвин и дальше найдет возможность концертировать, и к поддержке оркестра присоединятся новые меценаты.
Вот и впервые присутствовавший на концерте «Времен года» городской голова Борис Филатов сказал, что этот коллектив для города – знаковое явление, и он готов принять у бывшего мэра эстафету заботы об оркестре. А пока что в Днепровских ДМШ учреждается пять ежемесячных по 500 гривен стипендий имени Гарри Логвина для учащихся по классу скрипки.
На концерте прозвучала еще одна грустная нота памяти: на днях умер выдающийся музыкант, педагог, поэт и композитор Владимир Скуратовский, незадолго до этого он передал Дмитрию Логвину переложенный им для камерного оркестра ноктюрн из Квартета Бородина. Он был исполнен в память о замечательном коллеге и друге. А Борис Филатов сказал, что ДМШ №6, которой Скуратовский отдал более 20 лет жизни, теперь будет носить его имя.
Мы уходили с концерта, где звучали любимые произведения Гарри Борисовича – Чайковского, Мендельсона, Брамса, Малера, из мюзикла «Скрипач на крыше» Бока и другие, в которых когда-то незабываемо звучала «говорящая», поющая скрипка самого маэстро. Теперь об этом напомнил молодой музыкант – приглашенный солист лауреат международных конкурсов Евгений Кострицкий, своей совершенной игрой показавший, что жизнь продолжается.
Татьяна АБРАМОВА.