— Борис Альбертович, недавно вы рассказали в социальных сетях о своей родословной, но не упомянули родителей. Кем они были?
— Отец Альберт Борисович всю жизнь проработал преподавателем на кафедре философии в Днепропетровском государственном университете. Около двадцати лет был председателем профсоюзного комитета этого вуза. Мама Луиза Трофимовна в разные годы преподавала русский язык и литературу в химико-технологическом и металлургическом институтах. Отец преподал мне последний очень важный урок. К нему на похороны пришли сотни людей. Хотя после выхода на пенсию он долго болел и не работал. Отца не забыли, потому что он сделал очень много добра людям. И я живу по такому же принципу, поэтому и решил стать мэром. Согласитесь, благополучие каждой днепропетровской семьи зависит от благополучия города. Ведь городская собственность принадлежит не кучке чиновников, а всем горожанам. Сейчас большинство днепропетровцев живут за чертой бедности. Сопереживаю каждому и сделаю все, чтобы жизнь в городе кардинально изменилась к лучшему.
— Вы не похожи на избалованного мальчика из профессорской семьи…
— Я таким и не был. В школу меня отдали в шесть лет. Отец тогда преподавал в Африке. Вот и отправили учиться. Потом в днепропетровской школе №73 я был самым младшим в параллели. Случалось, что родителей вызывали в школу. Нередко дрался. В общем, утверждался в жизни, как мог. Потом взялся за ум и в вузах уже учился на «отлично». В днепропетровском университете был Ленинским стипендиатом. Все получали 45 рублей стипендии, а я аж 130. Тогда не было принято учиться сразу в двух вузах или на двух специальностях, как сейчас. Для меня, как отличника, сделали исключение. Поэтому практически одновременно я учился на двух факультетах — историческом и юридическом в Днепропетровском государственном университете. Оба окончил с красным дипломом.
— С будущей женой познакомились в студенческие годы?
— Да, на картошке. С первого курса я начал зарабатывать в стройотряде. Все ребята в нашей бригаде были в основном после армии, многие вернулись из Афганистана. Мы строили вагонное депо метрополитена в Диевке. Я тогда заработал 450 рублей — немалые по тем временам деньги. Хотелось и с девочками погулять, и одежду себе купить. Вузовские преподаватели в начале девяностых получали немного. Довелось также поработать маляром, монтажником и сторожем в зале игровых автоматов. С Мариной мы познакомились в вузовском спортлагере в селе Кочережки. Мы строили свинарники и жили там. А студентов-первокурсников привезли на сбор овощей. Марина тогда только поступила на политологию. Потом три года встречались и поженились. Вместе уже 25 лет. Жена у меня спортсменка. Сейчас занимается организацией в Днепропетровске первого полумарафона европейского уровня, который пройдет в конце мая.
— Борис Альбертович, после выборов вы сказали, что жена не поздравила вас с победой. Почему?
— Потому что она выходила замуж за студента и мечтала, что он станет бизнесменом. Но даже в страшном сне не могла представить, что ей достался будущий народный депутат, а тем более мэр. Раньше я должен был обеспечивать только свою семью. Теперь несу ответственность за благополучие всех днепропетровских семей.
— Чем занимается ваша дочь?
— Екатерине 21 год. Она студентка Киевского инженерно-строительного института. Выбрала специальность «изобразительное искусство», потому что хорошо рисует. Я очень ею горжусь. У Кати мой характер – упорная, настойчивая. Я всегда в тонусе. Переживаю, что скоро придется выдавать ее замуж. Но с этим надо смириться. Когда мне было 22, она уже родилась.
— Ваш заместитель Александр Санжара рассказывал, что вы преподавали в таможенной академии? Почему не срослось с наукой?
— Это отец заставлял меня идти по научной стезе и писать кандидатскую диссертацию. Все получилось. Я защитился в Одесской национальной юридической академии и в 25 лет стал самым молодым кандидатом юридических наук в Украине. Моя диссертация по теории и философии права посвящена правовому регулированию государственно-церковных отношений в Соединенных Штатах. Она дала очень серьезный импульс к пониманию свобод. Фактически это был научно-правовой анализ Билля о правах в Соединенных Штатах. Сейчас тема моего научного исследования имеет серьезный вес в глазах американских и европейских гостей Днепропетровска. Ведь они серьезно готовятся к переговорам, изучают весь послужной список мэра города, в который направляются.
После защиты диссертации меня приглашали во многие вузы. Выбрал таможенную академию. Читал там гражданское право. Студентам было интересно. У меня уже была успешная адвокатская карьера. Приезжал на белом джипе с мобильным телефоном. Я никого не отмечал, но на ленты все ходили. Оттуда, из таможенной академии, я забрал лучших студентов – таких, как Александр Санжара. Он и идет со мной по жизни, как сын.
— Вместе с вами к руководству городом пришла команда с новыми методами и принципами управления. Расскажите о них, пожалуйста.
— Велосипед изобретать не нужно. Во всем цивилизованном мире живут по принципам самоуправления, которые зафиксированы в двух документах – Всемирной декларации о местном самоуправлении и Европейской хартии местного самоуправления. В любой стране первична территориальная громада, а государство – вторичный, производный институт власти. Его задача – удовлетворять потребности людей, а не наоборот. Мэрия должна и отныне будет действовать от имени территориальной громады. Для этого нужно прежде всего сформировать систему эффективного управления городом. Мы разработали новую структуру исполкома – рациональную, функциональную, доступную и открытую для горожан. Число распорядителей бюджетных средств в городском совете уменьшилось с 29 до 17, количество чиновников сократилось на 31 процент. В отличие от прошлых лет, структура городской администрации создавалась не под персоналии, а под функциональные обязанности власти.
— То есть днепропетровский чиновник будет всего лишь слугой народа?
— Все чиновники на службе у народа. После Революции Достоинства люди стали более активными и небезразличными. В Днепропетровске сотни общественных активистов, которые бескорыстно готовы работать на благо города. Мы не допустим, чтобы депутаты и чиновники демонстрировали свое напускное величие и ложные амбиции. Они озабочены мифическим статусом, в то время как обычные люди – пенсионеры, врачи, учителя — не знают, как выжить. Я призываю политических оппонентов объединить усилия для созидания. Хватит выяснять отношения, готовить компроматы и пытаться развалить то, что еле дышит. Ваш принцип – отнять и разделить – бесперспективен. Давайте вместе будем выводить Днепропетровск из кризиса. Разве не это вы обещали горожанам на выборах?
— Общественных активистов действительно много. Немало и тех, кто считает, что все городские проблемы должна решать исключительно власть. Как привлечь днепропетровцев к управлению городом?
— Я против кабинетных документов, в которых нет правды жизни и воли горожан. Днепропетровцы должны участвовать в разработке всех городских проектов. Будем проводить совместные тренинги для представителей муниципального менеджмента, общественных и волонтерских организаций. Нужно привлечь жителей города к формированию стратегического плана экономического развития Днепропетровска. Это сплотит людей. Равнодушных и скептиков станет меньше. Расширится круг инициативных и творческих людей, которые принимают городские проблемы как свои личные.
Беседовали Елена Мисник и Татьяна Валигурская