Впервые в Днепропетровске прошел смотр постановок молодых режиссеров. В смотре, организованном межобластным отделением Национального союза театральных деятелей Украины, принимали участие пять молодых режиссеров из днепропетровских и три из запорожских театров.
На праздновании Международного дня театра все они получили дипломы участников и подарки, а трое – неоценимую для творческого человека награду: командировку на ставший уже очень престижным международный фестиваль «Классика – сегодня-2016» в Днепродзержинске. Там они смогут посмотреть все спектакли, поучаствовать в работе жюри и мастер-классах.
В Днепропетровске в числе этих лучших по праву оказалась Виктория Чернова из Молодежного театра «Верим!», уже имеющая удачный постановочный опыт – ее работы отмечались и на «Сичеславне», и на фестивале «Виват актер!» Они всегда отличаются необычным выбором материала (а иногда, как в «Крылатых историях», она и создает его сама), креативной интерпретацией его, художественным мировоззрением. В этот раз она обратилась к пьесе Тома Стоппарда «Аркадия». Пьеса легкая и сложная, философская, построенная на ассоциациях и параллелях с научными текстами из точных наук, она об алгебре и загадке Вселенной, о любви и Байроне, ее действие разворачивается и в нашем, и в XIX столетии. Да, в этом разобраться и при чтении трудно, а спектакль, в котором к тому же половина исполнителей – любители, идет на одном дыхании, зрители замирают, боясь пропустить хоть слово, сопереживают, живо реагируют на все повороты сюжета, на тонкий юмор. Юная Яна Миносян, чья героиня Томасина совершает талантливое, прозорливое открытие, и сама необыкновенная – как говорится, талант не сыграешь. Бернард в исполнении Даниила Тараскина тоже заражает своим темпераментом, увлеченностью и глубиной. Хочется надеяться, что эти двое со временем украсят труппы наших театров. Да и все актеры в этом спектакле, несмотря на степень профессиональной подготовки, очень искренни, правдивы.
Второй отмеченный как лучший спектакль «Доходяги» Жеральда Сиблейраса поставлен Валерием Зубчиком из академического театра им. Горького. И снова радует прежде всего выбор пьесы, дающей простор режиссерской фантазии. В оригинале она называется «Ветер шумит в тополях» и рассказывает о трех ветеранах первой мировой, оказавшихся в приюте для стариков (действие происходи в 50-х годах). Великолепные актеры Евгений Звягин, Владимир Жевора и Сергей Федоренко вызывают горячее сочувствие к своим героям, не делая их жалкими, а наоборот, играют их с юмором, не делая смешными. Эти старики не смиряются с мыслью, что их жизнь подошла к концу, и их все еще манит ветер, шумящий в далеких тополях.
Третий спектакль «Прощальное платье для Frau» М. Винтерголлера — это режиссерский дебют Юрия Кулинича в Запорожском академическом молодежном театре. Он тоже поражает глубиной и ясностью образов, оригинальным не только режиссерским, но и сценографическим, световым решением.
Спектакли, не вошедшие в тройку лучших, также очень интересны. Как и уже названных, всех молодых режиссеров отличает дерзкое стремление к неординарной, серьезной драматургии. Тарас Шевченко из театра «Верим!» взялся за классику — «Сон в летнюю ночь» Вильяма Шекспира, но так преобразил эту комедию, что ее просто не узнать. Смешав в ней наше время и героев со сказочными, он открыл неожиданные пласты смысла, новые оттенки юмора. И опять же – великолепная работа с актерами: любители здесь играют не хуже профессионалов.
А Алексей Клейменов из театра им. Горького поставил фантастическую драму «Страна слепых» Николая Коляды по Герберту Уэллсу, сосредоточившись на философском ее смысле: что лучше — быть слепым в стране простых отношений и ценностей, вдали от пороков цивилизации, или обладать даром зрения, способностью воспринимать мир во всей его полноте — и с его красотой, и с его уродствами.
И даже кукольный спектакль «Не улетай» Александра Болдинова в академическом молодежном театре на ул. Вл. Мономаха, поставленный Вячеславом Барко, не просто рассказывает трогательную историю дружбы Пугала и Аистенка, а заставляет задуматься маленького зрителя о настоящих чувствах и отношениях, о предательстве и самопожертвовании.
Отрадно отметить, что все эти замечательные спектакли созданы не для смотра, они вошли в репертуар своих театров, а спектакли Виктории Черновой и Тараса Шевченко из-за трудностей с помещением время от времени идут в арт-центре «Квартира». Следите за афишей.
Татьяна Абрамова