«Я с Украиной не воюю! Я отношений с ней не рвал. Как пел я ей, так и пою я. Так і співаю, як співав», — с этих слов вчера начал свое выступление в «Меноре» Юлий Ким — известный российский бард, композитор и поэт.
Он один из немногих, кто не боится петь и говорить правду об украинско-российских отношениях. Стремление к свободе у Кима в крови. В 1938 году его отец – переводчик с корейского языка Ким Чер Сана – был расстрелян. Мама – учительница русского языка и литературы Нина Всесвятская – до 1946 года была в ссылке. Юлий Ким со студенческих лет был участником диссидентского движения. Поэтому в афишах к кинофильмам и спектаклям его фамилию вплоть до конца восьмидесятых прятали под псевдонимом «Ю. Михайлов», а стихи не публиковали вообще.
На днепропетровской сцене Юлий Черсанович исполнил песни разных лет. От фривольных монолога администратора из «Обыкновенного чуда» (а бабочка крылышками бяк-бяк-бяк-бяк) и песни Остапа Бендера из «12 стульев» (Нет, я не плачу и не рыдаю) до серьезных произведений – посвящений Высоцкому и «Лошадь за углом».
Последняя песня была написана Кимом в 1980 году. Но, в современной России она приобрела новое звучание. Стадное чувство, когда миллионы людей покорно думают, как один диктатор, там царствует и сейчас. И если кто-то один не видит «лошади за углом», то ему повесят ярлык, отвернутся или начнут травить, как Макаревича. «Так-так, не видели. Средь бела дня — не видели, все видели — вы не видели», — и смотрит на меня!» — в этих шутливых строках больше грусти, чем веселья.
На творческом вечере Юлий Ким много рассказывал о работе над фильмами, о дружбе с выдающимися бардами – Булатом Окуджавой, Владимиром Высоцким и Александром Галичем. А после охотно раздавал автографы. Многие специально для этого принесли зачитанные до дыр книги стихов Юлия Кима.
Согласитесь, немногие в России рискнут написать такие строки об отношениях с Украиной: «Чтоб ветер черный дым рассеял. И чтоб чернело лишь одно: на тех, кто это все затеял – позора вечное клеймо!»
Елена Мисник, фото Наталии Адамович