Долгое время я не понимала одной своей особенности восприятия окружающего мира. Когда в раннем детстве я просматривала книги, у меня неожиданно возникало необъяснимое желание схватить цветные карандаши и раскрасить каждую букву, цифру и геометрическую фигуру определенным цветом.
Алфавит, к примеру, видела следующим образом: А — красное, Б — коричевое, В — темно-синее, Г — светло-коричневое, Д — темно-коричневое, Е — оранжевое, Ж — черное, З — розовое и так далее. Кроме того, казалось, что каждая буква имеет свой пол. Музыкальные композиции, литературные произведения и даже дни недели также мне представлялись в виде сияющих красок и имеющими различные геометрические формы. А своей школьной подруге Александре я регулярно делала “замечания”, что ее любимые розовые и зеленые наряды совершенно не соответствуют звучанию ее имени, которое в моем уме ассоциировалось с чем-то сине-красным. Та, конечно же, смотрела на меня, как на сумасшедшую. Тогда я решила не признаваться никому, что вижу буквы и звуки в виде разных цветов. Думала, что это скоро пройдет.
Время шло, но с годами мои странные “способности”, сколько бы я их не игнорировала, становились только ярче. В университетские годы они даже в некотором смысле помогали мне учиться, создавая цветовые и звуковые ассоциации в моем подсознании. А иногда наоборот, мешали сосредоточиться, унося мои мысли цветовыми волнами куда-то за пределы изучаемых тем.
Из учебника психологии я случайно узнала, что не являюсь единственной в мире, кто может слышать цвета и видеть звуки. Оказалось, что такому способу восприятия есть научное объяснение. И называется он синестезией. Самые распространенные ее виды: музыкально-цветовая (восприятие музыки в виде закономерно и непроизвольно проявляющихся цветовых пятен), графемно-цветовая (цветовые ассоциации с очертаниями букв или цифр), фонемно-цветовая (когда человеческая речь ассоциируется с разными цветами) и фонемно-вкусовая (появление вкусовых ассоциаций от звучания отдельных слов). Некоторые ученые посвящали целые диссертации этой теме. Введя в поисковую строку Google прежде незнакомое слово, я узнала, что такие способности наиболее распространены среди творческих людей. Ван Гог, Ференц Лист, Мэрилин Монро, Владимир Набоков, Билли Джоэл и Дюк Эллингтон… Этих людей объединяет не только искусство, но и то, что все они — синестеты.
В поисках подробной информации я “наткнулась” на сообщества в социальных сетях, посвященные синестезии. В них люди из совершенно разных стран мира обсуждали свои, не такие уж и уникальные, способности. Оказывается, каждый из них видит буквы, цифры и цвета по-своему.
”Для меня музыка имеет одновременно и вкус, и запах, и цвет. Например, Симфония № 40 Моцарта красная, пахнет цветущей черемухой, а на вкус напоминает вишневый сок”, — говорит 23-летняя художница Евгения из Харькова.
“Когда-то мы с подругой поспорили насчет буквы Т. Она утверждала, что фиолетовая, но я то знаю, что желтая”, — пишет студентка София, жительница Канады.
Ученые пока что не могут точно объяснить причину такого феномена как синестезия. Нейрофизиологи полагают, что это как-то связано с нарушением функционирования нейронов головного мозга, отвечающих за разные чувственные впечатления. Согласно другой гипотезе, такая особенность восприятия вызвана мутацией генов. Возможно, через каких-нибудь двести лет тайна синестезии откроется. А пока что есть время помечтать, представляя себя особенным.