О том, что в городе никак не достроят метро, в феврале вспомнили все: лидеры депутатских фракций горсовета, ученые-горняки, проектировщики и простые горожане. Толчком для всенародного обсуждения послужила информация Дмитрия Погребова, исполняющего обязанности первого заместителя городского головы. На еженедельном брифинге 11 февраля он сказал, что на достройку подземки только в этом году нужно выделить из городского бюджета более 700 миллионов гривен.
Плюс 70 миллионов – ежегодная дотация из городской казны на содержание работающей линии метро. «Это большая сумма для города, — подчеркнул Д. Погребов. – Решение по достройке метро нужно принимать взвешенно после народного обсуждения. Если мы запланируем достраивать подземку в этом году, на это нужно будет потратить 1 миллиард 120 миллионов гривен плюс около 200 миллионов НДС. Подтвержденная субвенция из госбюджета составляет чуть больше 500 миллионов гривен. Оставшуюся сумму – более 700 миллионов — нужно выделить из городского бюджета». Чиновник тогда отметил, что если горожане решат не достраивать метро, подземку можно законсервировать – либо затопить, либо засыпать с послойной трамбовкой.
«Подарок» влетит в копеечку
Ключевую фразу – народное обсуждение — почему-то никто не услышал. Городскую власть пытаются обвинить в попытке засыпать или затопить недостроенное метро. Лидеры четырех депутатских фракций дружно заявили на пресс-конференции, что строительство второй ветки метро – это подарок городу от государства.
«Деньги на его строительство были выбиты еще прошлой властью, взяты кредиты от ЕБРР и ЕИБ, — сказала Екатерина Збарская, член фракции «Громадська сила». — Каждый банк дал по 152 миллиона евро под государственные гарантии. Еще 564 миллиона гривен на достройку метро было выделено из государственного бюджета. Городской бюджет не тратит ни копейки. Это подарок, который мы получаем от государства».
Камиль Примаков, лидер фракции «БПП – «Солидарность», добавляет: «Речь идет о строительстве ветки от вокзала до исторического музея. На сегодня туннель прорыт от вокзала до «Тысячи мелочей», следующая его часть в районе «Пассажа». То есть фактически нам необходимо только объединить туннели и дойти до исторического музея».
Артем Хмельников, лидер «Самопомощи», говорит: «Преждевременно представители городской власти заявляют о том, что метро в Днепропетровске не должно быть. Мы считаем, что такой вопрос перед вынесением и обсуждением должен обговариваться со всеми депутатскими группами и фракциями. Это компетенция исключительно городского совета».
Депутаты забыли упомянуть о том, что европейские банки-кредиторы потребовали дополнительные финансовые гарантии – 42 миллиона евро от турецкой компании, выигравшей тендер. Компания в свою очередь отказывается предоставлять эти гарантии. Таким образом, финансовой возможности достраивать метро в Днепропетровске пока нет. Ситуация в подвешенном состоянии. Зато, как пояснили финансовые эксперты, из городского бюджета нужно каждый день (!) платить 2 тысячи евро (60 тысяч гривен) за резервирование кредита, которым мы неизвестно когда воспользуемся. Это более 22 миллионов гривен в год. По словам Владимира Косюги, президента ассоциации «Днепровский банковский союз», финансовые санкции, связанные с отказом от кредитов европейских банков, будут не столь значительные.
Метро окупится за 34 года?
По словам Анатолия Саенко, представителя ГП «Днепрогражданпроект», одного из авторов проекта строительства второй ветки метро, подземка может окупиться за 34 года при условии значительного роста пассажиропотока и разгрузки проспекта Яворницкого (Карла Маркса).
— Если достроить три станции метро, пассажиропоток может возрасти до 106 миллионов человек в год, — сказал он. – В таком случае строительство окупится за 34 года. Сейчас пассажиропоток составляет всего 8,5 миллиона. Однако окупиться подземка может лишь в том случае, если будет разгружен проспект Дмитрия Яворницкого. То есть нужно будет убрать с центральной магистрали все маршрутки и троллейбусы. Оставить только трамвай №1, значительно увеличив интервал движения. Он нужен для удобства пассажиров, ведь между станциями метро значительное расстояние.
Финансовые эксперты считают, что срок окупаемости будет значительно больше, ведь проектировщик не учел проценты по кредитам. Есть еще один нюанс. 304 миллиона евро на пять лет – сумма, достаточная для строительства второго пускового участка, то есть самой линии метро. По словам Виктора Ситонина, директора КП «Днепропетровский метрополитен», есть еще третий пусковой участок, который необходимо строить параллельно. Это объекты гражданской обороны и техногенной безопасности (затворы, санузлы, емкости с питьевой водой). ЕБРР и Европейский Инвестиционный банк категорически отказались инвестировать в то, что может быть использовано в военных целях. Так что эти затраты, скорее всего, лягут на городской бюджет.
Стоимость третьего пускового участка по расчетам на 2012 год – 506 миллионов гривен. По сегодняшним ценам эта сумма вырастет минимум в полтора раза, считает Виктор Ситонин. Так что преждевременно говорить об окупаемости метро, даже в отдаленной перспективе.
Опыт консервации метро уже есть
Доктор технических наук Александр Шашенко, проректор Национального горного университета, побаивается насмешек соседей. «В мире принято, что в городах с численностью более одного миллиона есть метро, — сказал он. – Избавиться от подземки, затопив или засыпав ее, только потому, что в настоящий момент для нашей страны это неприбыльно, на мой взгляд, неразумно. Во всем мире нет прецедентов, когда метро ликвидировалось, это очередной повод для насмешек со стороны ближайших соседей».
Тем не менее опыт консервации строящегося метро в Украине уже есть. В 2011 году правительство решило прекратить строительство метро в Донецке в связи с тем, что в пять-семь раз экономически выгоднее проложить линию скоростного трамвая. К тому времени на прокладку подземки в столице Донбасса было израсходовано из государственного бюджета более миллиарда долларов. Этих денег хватило на строительство лишь 30 процентов первой ветки несостоявшегося метрополитена, рассказала архитектор Елена Иваницкая, представитель архитектурно-планировочной группы, разрабатывавшей проект интерьеров днепропетровского метро.
— В закрытом Днепропетровске метро строили как объект гражданской обороны на случай ядерного удара, — говорит она. – Оно не проектировалось тогда для использования людьми. Иначе с учетом сложной геологической структуры (гранитов, обводнения) положительное решение о строительстве не было бы принято.
По этой же причине днепропетровские станции очень глубокие. «Аналогичные в санкт-петербургском метрополитене, — говорит Е. Иваницкая. – Из-за прорыва плавунов там возникла проблема подтопления. Было принято решение полностью затопить тоннели и строить обходные. На строительство туннелей длиной всего два километра ушло девять лет и 145 миллионов долларов».
Архитектор не верит, что при таких сложных геологических условиях днепропетровское метро можно достроить, израсходовав лишь средства кредита. Да и два-три года для этого – слишком маленький срок. Только от станции «Вокзальная» до площади Героев Майдана нужно пройти около четырех километров. «В 2008 году, когда строительство подземки финансировалось в полном объеме, удалось пройти только 250 метров», — аргументирует она.
Архитекторы всего мира уже давно определили, что самый экономически выгодный транспорт – это рельсовый наземный, то есть трамвай. На втором месте – троллейбус. На третьем – автобусы средней вместимости в том случае, если для них выделена отдельная полоса. «Развивать настолько дотационный для нашего города транспорт, как метро, нецелесообразно, — считает Елена Иваницкая. – Мы можем утратить шанс со временем получить в городе нормальный транспорт».
Так чем же станет метрополитен для Днепропетровска – подарком или непосильным бременем? Готовы ли мы отказаться от ремонта дорог и реконструкции парков во имя призрачной визитной карточки? Этот вопрос городская власть в первую очередь задает всем нам – горожанам и налогоплательщикам. Ведь городской бюджет – наша общая собственность.
Только факты:
— Первую и единственную ветку метро длиной 7,8 км в Днепропетровске открыли двадцать лет назад – 29 декабря 1995 года.
— Проект метро был разработан еще в 1982 году. Поскольку он не соответствовал требованиям нормативных актов Украины, в 2012-м его откорректировали. В 2013-м проект прошел экспертизу. В прошлом году его утвердил Кабинет Министров Украины.
— По закону об электрическом транспорте разницу между тарифом и реальной стоимостью перевозок компенсируют из городского бюджета. Стоимость проезда в днепропетровском метро составляет 2 грн., себестоимость – свыше 8 грн. Ежегодно из городской казны в качестве дотации действующему метрополитену выделяется 70 млн. грн.
Елена Мисник