Они до сих пор не могут поверить, что вернулись домой. Днепропетровцы, военнослужащие ВСУ Александр Макух и Вадим Кирпиченко много месяцев провели в плену на оккупированной территории Донбасса. К счастью, благодаря усилиям многих людей, их удалось вызволить. 20 февраля их и еще двоих военнопленных на блокпосту вблизи Марьинки обменяли на шестерых сторонников «ДНР».
Поначалу обмен готовился в формате «три на шесть», но в последний момент из плена вызволили еще одного нашего бойца — Вадима Кирпиченко.
— Буквально за полчаса до обмена сказали: собирайся, едешь домой. Я не поверил, решил, переводят куда-то в другое место, — рассказывает он.
В зону АТО Вадим попал по мобилизации 15 августа 2014 года. А в плену оказался через год, за три дня до дембеля, с 10-го на 11-е августа.
— Возвращался из штаба и попал на разведку «ДНР», — вспоминает он. — Провел в плену 195 дней, держали одного в подвальном помещении. Условия… Сносные. Правда, на улицу выводили за все время всего два раза. Через какое-то время разрешили звонить родным, удалось связаться с ними пять раз.
Освобождение из плена боевиков стало настоящим подарком для родных бойца — 21 февраля у отца Вадима день рождения.
Александр Макух провел в плену больше года. Боец был мобилизован в мае 2015 года, служил в Донецкой области, принимал участие в боях под Иловайском. В плен попал 9 февраля 2015 года при выезде из Дебальцево по трассе «Дебальцево – Артемовск».
— Заглохла машина, а тут казаки, — рассказывает он. — Три месяца был у них. Потом казаков разоружила «регулярная армия ДНР», как они себя называют. У них там свои разборки. Потом держали в «избушке» (от ред.: Печально известное здание СБУ в Донецке).
О том, что сын в плену, его мама Алла Макух узнала из новостного сюжета на одном из российских каналов. Переживали — не то слово, но руки не опустили, искали пути освобождения.
На вопрос, не предлагали ли перейти на сторону «ополченцев», оба военнослужащие говорят:
— Конечно, предлагали. Вообще все время рассказывали, как в Украине плохо, страна разваливается, вас бросили…
— Но я вам скажу, что те, кто попал в плен при выполнении боевого задания, на это никогда не пойдут, — утверждает Александр.
Слава Богу, для этих военнослужащих все беды уже позади. Но по официальным данным, в плену в боевиков остаются 130 украинцев, в списках пропавших без вести числятся около 700 гражданских и военных.
Наталия Адамович, фото автора
[flagallery gid=33]