Под самый конец зимнего месяца, в субботу, 27 февраля в 18.00, Днепропетровский классический балет приглашает на самую изысканную из своих программ – вечер хореографических шедевров Михаила Фокина и Мариуса Петипа. Имена создателей «Шопенианы» и «Пахиты» (афишные названия одноактных балетов) нет нужды пиарить. Но отказать себе в удовольствии напомнить о них непростительно.
Балет в стиле Тальони
Фокин не мог знать, как танцевала божественная Мария Тальони. К моменту его появления на балетной сцене непревзойденная балерина эпохи романтизма была мифологизирована. Свою «Шопениану», ею вдохновленную, он создавал по наитию. Известны две ее редакции. Первая в оркестровке А. Глазунова была показана один раз в 1907 году на сцене Мариинского театра. Вторая в оркестровке А. Глазунова и М. Келлера (1908 г.) живет и поныне. Название «Сильфиды» балет получил в 1909-м на парижских гастролях «Русских сезонов» великого культуртрегера Сергея Дягилева.
Нужно ли говорить, что Шопен не сочинял балетную музыку? Наверное, мог бы, но прославили польского гения его фортепианные пьесы. Фокин, не обделенный музыкальным даром, сделал их балетными. Подбор и очередность опусов он взял на себя, обнаружив поразительную тонкость вкуса, не позволившую навязать Шопену банальный и не свойственный композитору сюжет. Велением хореографа сюжет уступил место чисто танцевальной истории. По сути, Фокин создал один из первых бессюжетных балетов, предвосхищая их победительное торжество в ХХ веке. По его убеждению, танец должен не только тешить глаз, но и трогать душу красотой и грацией. Таким ему виделся романтический балет с его искренностью, воздушной легкостью, естественностью и поэзией. Он одел танцовщиц в удлиненные светлые тюники, с тех пор называемые шопенками. Их гладко причесанные головки украсили венчики цветов. Довершали образ сильфиды (неуловимой мечты) прозрачные крылышки за спиной танцовщиц.
Повторюсь: в их танцах нет сюжета. Балетные номера объединяет атмосфера и настроение, их тончайшие нюансы, полутона, оттенки. Кто-то назовет это сценическое действо романтическими грезами. Кто-то сочтет увиденное фантастическим видением, навеянным музыкой Шопена. С первыми ее звуками Золотой сон из давно забытого времени обернется чарующей явью. Недвижные прежде танцовщицы, ведомые Юношей-поэтом, влюбленным в красоту, оживут, чтобы начать свой пленительный танец, словно сотканный из сладостных грез, балеринской женственности, таинственных любовных признаний. «Так ли танцевали наши балетные предки, я не знаю. И никто не знает. Но в мечтах моих они танцевали именно так», — признавался хореограф.
Из воспоминаний молодого Фокина.
«Как-то после представления я получил записку, написанную на визитной карточке Петипа: «Дорогой друг Фокин! Я восхищен вашими композициями. Весь ваш М. П.» Эти слова врезались в мою память на всю жизнь». И далее Фокин пишет: «Талант Петипа никогда не знал упадка. Несмотря на старость, он до последних лет работы был полон художественной силы, к которой присоединял колоссальный опыт».
Если «Шопениана» Фокина вызывает чувства трогательные, поэтические, утонченные, то Петипа велик своим жизнелюбием. Его «Пахита» — это упоительный праздник, ликующая демонстрация неистощимой танцевальной фантазии. Праздничное зрелище для глаз и отдохновение для слуха. Балет – эликсир, продлевающий жизнь и молодость. И, конечно, это апофеоз покоряющей женственности и гламурной пикантности (азартный канкан тому доказательство). Музыка балета пронизана атмосферой радости и оптимизма.
Сегодняшняя «Пахита» — одноактный балет, включающий большое классическое па из одноименного балета, поставленного 29-летним Мариусом Петипа в 1847-м, сразу по приезде в Северную столицу Российской империи. А тогда это был грандиозный спектакль с атрибутикой крутого детектива: цыганами и контрабандистами, ядом в бокале и тайником в камине, кинжалами, похищениями и свадебным хеппи-эндом. У публики «Пахита» пользовалась ошеломляющим успехом. В 1881 году повзрослевший Петипа заказал придворному композитору Минкусу дополнительный балетный акт, названный авторами Grand-pas.
Во времена постреволюционные «Пахиту» изъяли из репертуара Мариинского театра. Уцелело лишь знаменитое Гранд па. Скажем прямо, немногие из театров рискуют ставить этот балетный парад ввиду сложностей его исполнения. Но в нем, как в сказочном золотом орешке, заключена квинтэссенция созданий хореографического гения Мариуса Петипа.
Напоминаем, премьерный показ балетов состоится 27 февраля в 18.00.
Наталия Иващенко