В театре «Верим» состоялась премьера комедии «Самоубийца». Впечатлениями от спектакля делится сценарист, режиссер, культурный обозреватель Наталия Андрющенко.
Сцена – для послереволюционной жизни. Молодежный театр «Верим», отмотав время назад, представил зрителю комедию «Самоубийца» по Николаю Эрдману и попал прямиком в день сегодняшний. Режиссер-постановщик Владимир Петренко удачно проработал драматургическую основу советской пьесы и нашел нужное изобразительное воплощение, чтобы спектакль «звучал» на современный мотив.
При жизни Николая Эрдмана пьеса, созданная в 1928 году, не была поставлена ни в едином театре. А то, как же? «Жить стало лучше, жить стало веселее», а главный герой Подсекальников думает, что «будет опровержение». Оказалось, опровержение языком искусства выглядит куда более убедительно.
В коммунальной квартире жизнь и трагедия Подсекальникова разворачивается буквально на фоне строительства. Строительства социализма. Жизнь после революции забурлила так, что некогда и головы вверх поднять рабочей массе. На премьере театра «Верим» все это от А до Я понятно уже из одной сценографии, над которой потрудилась Мария Ткаченко. Стройка в этом спектакле нечто глобальное, и в ней человек со своими обычными потребностями теряется и меркнет. Творцы молодежного театра показали это очень достоверно: на сцене, в пыли и грохоте, суетятся строители, заколачивают гвозди, переносят материалы. Прям-таки социалистический реализм, да еще и под знаменитую сюиту Георгия Свиридова «Время, вперед!». За этой очень тонкой и оригинальной находкой режиссера Петренко сразу и не заметишь, что у подножия этого строительства века, в своей коммунальной лачуге ведет бытовой спор семья Подсекальниковых.
Спор начался из-за обычной ливерной колбасы, но именно он привел к тому, что Семена Подсекальникова нарекут самоубийцей. Его жена Мария Лукьянова по состоянию мужу поняла, что он намерен стреляться. Семен давно не работает, живет на жалование жены и больше не в силах переносить славы иждивенца. Сосед по коммуналке Александр Калабушкин пытается отговорить и доказать, что жизнь прекрасна, а его сожительница, которая утешает вдовца, Маргарита Пересветова даже пообещала помочь в осуществление мечты Подсекальникова и достать на прокат ему трубу. Об этом инструменте главный герой мечтал давно, чтобы научиться играть и зарабатывать деньги.
Такой комедийно-каламбурный сюжет вызывает у зрителя смех. Но «Самоубийца» –очень сложная философская пьеса. В ней мастерски переплетен юмор с трагедией простого человека в эпоху перемен, который имеет единственное желание жить не бедствуя. Ведь в итоге судьба Подсекальникова никого не волнует, видимая помощь перешла в выгодную сделку соседа Калабушкина с теми, кого советская власть ущемляла и закрывала рот. И вот Семену Семеновичу предлагают уже стреляться не просто так, а во имя искусства, религии, интеллигенции, любви… У мертвого за его посмертные слова ничего не взыщут, а резонанс будет. Самоубийца пойман за слово и загнан в тупик массами, а мысль о том, что ему все-таки предстоит стреляться, приводит его в ужас. Эта склонность к раздумиям и эфемерным идеям делает его чудаком, а у окружения только укрепляет понимание, что, к сожалению, он мелкая фигура для жертвы во имя политического дела. Но его смерть – единственный шанс быть услышанным.
В спектакле «Самоубийца» театра «Верим» занят весь актерский состав. Конечно, перед ним стоит сложная задача, ведь в пьесе есть моменты, которые важно не потерять в монотонности, а характеры героев – в посредственном исполнении. Режиссерский замысел Владимира Петренко, бесспорно, свеж и интересен. Его перфекционизм ощущается даже в деталях. Актерская труппа прекрасно владеет материалом, невзирая на массовость спектакля, ничего не упущено, в декорациях все играет на раскрытие темы, а костюмы Марии Пашкуровой выдержаны в духе времени.
Настроение на сцене создают актеры. Главный герой Семен Подсекальников в актерском прочтении Тараса Шевченко личность с темпераментом холерика. Но в его характере самой высокой нотой оказывается истерика, вызванная сложностью жизни и страхом. В этом болезненном надрыве и проходит действие спектакля, от чего несколько устаешь. Мария Пашкурова в роли его жены и Виктория Литвиненко – тещи сумели передать отношения в советской семье, где мужу нужно выражать уважение, даже когда тот иждивенец, а современным языком – альфонс. Предприимчивый сосед, которого сыграл Алексей Хильский личность несколько сомневающаяся, он хоть и лидер в деле, но ведет себя как будто бы с опаской. В образе дамы его сердца и подельницы предстала типажная и яркая Надежда Петренко…
Харизматичные ребята из театра «Верим» привлекают публику, тем более, интересно наблюдать за творческим ростом талантливых актеров. Их участие в такой сложной концептуальной постановке «Самоубийца» непростой опыт. На премьерном спектакле некоторые сцены были выдержаны в великолепном темпоритме, в чем помогало и музыкальное оформление. Но, к примеру, в сценах, где инструмент мечты Подсекальникова – труба, предназначена уже для того, чтобы сыграть ему траурный марш, ответственность за выразительность диалогов ложиться на актеров. И здесь зрителя способен подкупить только характер персонажа.
В целом, Владимир Петренко создал спектакль, который словно корабль раскачивается и во времени, и в своем внутреннем состоянии. Бешеный темп строительства, которое ведут актеры Максим Ряпулов, Тимофей Тарковский, Иван Уличный и Олег Шульга, меняется на размеренный темп уже предрешенной жизни Подсекальникова. И в итоге этот спектакль от революции 1917 года раскачивается к новой революции дня сегодняшнего. Эта революция уже тихая и даже шепотная. Самоубийца «оголяет» мысли многих, кто просто хочет жизни, но от всех сложностей мутиться рассудок. В финале – маски сброшены и все приходят к откровению.
Фото Игоря Булгарина