Skip to content

Памяти героя. Артур Мискив мечтал, чтобы нас перестали называть хохлами

Юлия Мухина

Юлия Мухина

123Сегодня в Днепропетровске открыли мемориальную доску погибшему в АТО Артуру Мискиву. Чтобы напомнить вам, каким человеком он был, мы публикуем очерк о герое, написанный вскоре после его кончины.

Из семейных альбомов смотрит Артур. В детстве немного застенчивый, в студенческие годы — сосредоточенный на учебе, на госслужбе – уверенный в себе. Есть и счастливые фотографии. Когда он занимается любимым делом — агрономией. Лейтенант Мискив – заместитель командира роты по технической части. Артур с новыми погонами – ему присвоили звание старшего лейтенанта. Больше фотографий не будет. В минувшую субботу молодого человека похоронили в родном селе Березноватовка, что в Солонянском районе.

Посадил свой сад

Он любил весну. И не только потому, что родился 23 апреля. Когда просыпалась природа, Артур мог заниматься любимым делом – возиться с деревьями и растениями.
Валерий Тимофеевич и Наталья Васильевна воспитывали сыновей-погодков по-крестьянски. «С детства Артур работал по дому, вечером нужно было коров пригнать, прополоть огород, — рассказывает отец. – Мы требовали от него учиться и учиться. В доме большая библиотека – около трех тысяч книг. Прохлаждаться в компаниях было некогда. Из-за этого у него были сложные отношения с одноклассниками, которых воспитывали в более мягких условиях».

foto1После окончания школы парень пошел учиться на агронома в Днепропетровский агроуниверситет. Поступить на бюджет не удалось. Первые годы Артур учился на контракте, потом перевелся на освободившееся бюджетное место. Чтобы оплатить учебу старшему сыну, Валерий Тимофеевич держал пять коров и продавал на Озерке молоко, творог и сливки.

Семья техника-механизатора и заведующей почтовым отделением жила небогато. Отец вспоминает, как в десятом классе купили Артуру куртку за 180 гривен. Он впервые пошел в клуб на дискотеку и порвал ее. Первые два года учебы в агроуниверситете парень ходил в куртке, заклеенной сзади. Ни разу не попрекнул родителей, хотя перенес немало насмешек со стороны однокурсников.

Учеба на любимой специальности давалась легко. Дома применял знания на практике. На родительском подворье посадил сад – алычу, абрикосы, черешни, малину, виноград, несколько сортов яблонь и вишен. «Как-то весной Артур обрезал по технологии все деревья во дворе у бабушки, — вспоминает Валерий Тимофеевич. – «Что ж ты, внучок, сделал! Уничтожил сад», — расстроилась она. «Давайте, бабушка, посмотрим, что будет осенью», — ответил парень. А осенью был такой урожай, которого Лидия Афанасьевна не получала ни разу за сорок лет».

В 2002 году в агроуниверситете впервые проводили набор группы на военную кафедру металлургической академии. Из тридцати человек – только четыре агронома, среди них и Артур. Там он получил специальность – техник по ремонту военной техники.


Вторую половинку так и не встретил

Близкие называют его философом-агрономом. Артур с детства увлекался общественными науками, читал философские произведения. Окончил первый вуз, поступил в региональный институт государственного управления при Президенте Украины.

Получил диплом и пошел на госслужбу – в протокольный отдел Днепропетровской облгосадминистрации. Но через три года любовь к агрономии победила. «Я человек труда, — сказал тогда отцу. – Мое место на земле, возле простых тружеников». Артур прошел по конкурсу в агрофирму «Кернел». Занимался сельскохозяйственными угодьями во многих областях Украины. Потом работал в Киевской области в фирме «Агрорегион». Планировал защитить кандидатскую диссертацию в области садоводства.

Он был очень требователен к себе и к людям. Подпускал только тех, кому стопроцентно доверял. У Артура были три настоящих друга. А в личной жизни парню не везло. Первая любовь пришла довольно поздно – в двадцать лет. Однокурсница Лиля – из бизнес-семьи. У родителей несколько квартир, машин, загородный дом и… бабушка в доме престарелых, которую пара часто навещала. Как-то после романтической ночи в Лилиной квартире туда ворвался ее отец. «Гуляешь с моей дочкой ради квартиры?» — сказал он. «Забирайте и квартиру, и дочь!» — ответил Артур и ушел.

Его последняя любовь, частный юрист Мелена, просто сказала: «Поедешь в зону АТО, я тебя ждать не буду».

Папка, мы ни шагу назад!

bu9pSPTlzA8В августе прошлого года Валерию Тимофеевичу позвонили из сельсовета и сказали: Артур должен явиться в военкомат по месту прописки. Отец сообщил сыну, и тот сразу же приехал из Киевской области. В военкомате Соленого очень удивились: «Мы вас не вызывали». Оказалось, в сельсовете сами проявили инициативу.

Родители просили на коленях: «Не ходи!» Артур ответил: «Не для того я давал присягу, чтобы сейчас прятаться в кустах. Как потом смотреть людям в глаза?» 3 сентября он уже был в зоне АТО — в Артемовске. Служил в 17-й танковой бригаде 40-го батальона, был заместителем командира роты по технической части, ремонтировал военную технику. Фирма «Агрорегион» полностью экипировала своего сотрудника – купила ему форму, бронежилет, натовские берцы. Но оказалось, что инструментов для ремонта военной техники в части тоже не было. Артур позвонил в фирму и попросил помочь. Прислали инструменты, зарядные устройства и все необходимое.

Через 50 дней службы лейтенанта Мискива отправили по ротации на место дислокации танковой бригады – в Кривой Рог. 28 октября ему присвоили звание старшего лейтенанта. Родители видели сына в последний раз, когда он был в десятидневном отпуске в родном селе. «В зону АТО больше не хочу, — говорил он тогда. – Был уже».

Уговорил его майор Вакуленко, заместитель по технической части командира батальона. Сказал Артуру: «Такие профессионалы нужны на передовой». 22 декабря старший лейтенант Мискив уже был под Дебальцево, служил на блокпосту Мойша – на границе Луганской и Донецкой областей. К трудностям войны добавились морозы. Среди подчиненных было мало специалистов. Заместителю командира роты приходилось почти всю технику ремонтировать самостоятельно. Не раз обмораживал руки.

«У нас все хорошо, скоро будем дома, — сказал Артур по телефону. – Папка, мы ни шагу назад!» Это был последний разговор Валерия Тимофеевича с сыном. На следующий день, 10 февраля, Артур погиб. Как выяснил позже отец, с 8 февраля блокпост Мойша был полностью отрезан от сил украинской армии.

Под Дебальцево сдались в плен 97 человек из 17-й танковой бригады. 82 из них освободили через сутки. 22 человека погибли. Среди трех погибших офицеров – старший лейтенант Артур Мискив.

Отец нашел сына 8 марта

Валерию Тимофеевичу пришлось почти месяц разыскивать тело сына. В поисках помогали волонтеры и заместитель директора «Агорорегиона».

— После того как 10 февраля прервалась связь, я позвонил на горячую линию Минобороны, — говорит отец. – Мне ответили, что Артур Мискив не значится в списках погибших, раненых и пленных.

Оставалась надежда. 18 февраля, когда Президент в телевыступлении сказал, что из-под Дебальцево вышли остатки 40-го батальона, я позвонил его деловоду. Он сообщил: сын погиб, его тело погрузили в машину и отправили в Артемовск. И что вроде как машину обстреляли и до места назначения она не доехала.

Тогда же Валерий Тимофеевич узнал, как погиб Артур. Нужно было под обстрелом боевиков вывозить тяжелораненых. Когда Мискив ремонтировал машину, в него попал осколок снаряда.

Отец безрезультатно искал сына по всем моргам Днепропетровска. Ездил в Кривой Рог, куда вернулись остатки 40-го батальона. Сослуживцы Артура говорили: «Лучше бы он вместе с нами поднял руки, сдался в плен и остался жив». Но Валерий Тимофеевич ни на секунду не пожалел, что не воспитал предателя.

Помог случай. В конце февраля в YouTube выложили сюжет информационно-аналитического агентства «Юго-восток». В репортаже из Луганского морга журналист рассказывал, как украинская армия бросила своих раненых, убитых, в том числе офицеров. На весь экран показали окровавленный военный билет старшего лейтенанта Мискива, а потом и его тело.

Волонтеры проводили трудные переговоры с боевиками о возвращении тел украинских бойцов. За одного погибшего офицера враги просили десять живых ЛНРовцев. 8 марта тело Артура доставили в морг больницы им. Мечникова. «У меня единственный вопрос к руководству 40-го батальона: как тело погибшего на блокпосту офицера могло попасть в Луганский морг? – недоумевает Валерий Тимофеевич. – Почему, отступая, они бросили своих убитых и раненых?»

Его хоронили в закрытом гробу. Березноватовка прощалась с еще одним своим героем. Сергей Нигоян погиб на Майдане в Киеве 22 января 2014 года. Старший лейтенант Артур Мискив героически погиб в бою под Дебальцево 10 февраля 2015-го.

— Папка, я очень надеюсь, что вернувшись из зоны АТО, мы наведем в государстве порядок, — говорил он. – Терпеть не могу, что над нами смеются и обзывают хохлами, считают людьми второго сорта. Мы докажем, что наша страна достойна лучшей жизни.

23 апреля Артуру исполнилось бы тридцать два. Он мог бы защитить диссертацию, найти свою половнику, воспитать детей и посадить еще много деревьев. Артур погиб за свою землю, которую так любил.

Елена Мисник, фото из личного архива семьи Мискив

Категория: Общественные и социальные новости Днепра

Метки: , , ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: