Родом из детства
С Алефтиной Николаевной мы знакомы более десяти лет. Я всегда ценила ее профессионализм и умелые руки: сошьет или свяжет – залюбуешься. Но о том, что в ее доме живет сказка, даже и представить не могла. Пока случайно не увидела в Фейсбуке удивительные чудо-куклы. Они-то и помогли посмотреть на знакомого мне человека совершенно по-новому. Как, собственно, и на жизнь в целом.
…Алефтина родилась на целине. Когда там понадобились надежные руки украинцев, отец-фронтовик Николай Борисович и мама Василиса Ивановна раздумывать не стали. И хотя это были трудные годы, вспоминала их семейная пара нередко. Потому что время, когда дом наполняется детским смехом, самое счастливое.
— А мне посчастливилось иметь не только прекрасных родителей, но и сестер Марию и Таю, — улыбается Алефтина Николаевна. – На всех у мамы и папы внимания, любви и заботы хватало. И мы у них учились доброте, мудрости, старались впитывать все самое лучшее.
А поучиться сестрам было чему. Николая Борисовича и за человечность уважали, и за руки золотые. Чего он только для дочерей ни мастерил — велосипед, санки, игрушки… Часы починить, колонку, электричество, сантехнику – тоже только сам. И соседей всегда выручал.
Очень скромным был, всю войну прошел, награды имел, но никогда об этом никому не рассказывал, — вспоминает моя собеседница. – В соседнем подъезде его сослуживец жил – Михаил Иванович Шамин, любил говорить, что с такими, как папа, можно было в разведку идти, как на себя самого положиться. Уже после его смерти, когда открыли архивы, мы через Интернет нашли информацию об отце, его наградной лист. Нам есть чем гордиться.
Конечно же, у мамы Алефтина и мастерству с детства училась. Еще когда Василиса Ивановна в Новомосковском районе дояркой работала, ее за отличный труд премировали швейной машинкой «Подолка». Николай Борисович приделал к ней самодельное колесо, чтобы стала ножной.
— Надо было видеть, с каким удовольствие мы с сестрами пробовали шить, как старались, чтобы нас мама похвалила, — не скрывает эмоций Алефтина Николаевна. – Одно время папа на фабрике водителем работал, ему там ветошь для профессиональных нужд выдавали, поэтому проблем с материалом для одежды куклам не было. Еще мама очень красиво вышивала, вязала, пряла, делала шиньоны. Я до сих пор удивляюсь, как без Интернета и модных журналов у нее получались узоры, которые и сейчас завораживают. Всему этому невозможно не захотеть научиться.
И стала золушка принцессой
— Увлечение куклами не считаю случайным, — признается моя собеседница. – Оно — из детства. С помощью мамы и ее машинки для них рождались оригинальные наряды. Неудивительно, что меня снова в сказку потянуло. Первыми были тильда-зайцы Милашка и Николашка. Потом увлеклась куклами Ларисы Исаевой, которая любезно поделилась выкройкой в Интернете. Начала шить кукол на проволочном каркасе, тильд по выкройке Тони Финнангер. Есть у меня шарнирные куклы, тряпиенсы. Попробовала и валяние из шерсти — фелтинг. С помощью такой техники появился символ Нового года – обезьянка Читуся, хитрая, с бананом. Пусть этот год будет спокойным, беззаботным и сытным!
— Как-то мне подарили куклу, она долго лежала в шкафу и я о ней подзабыла, — рассказывает Алефтина Николаевна. — Потом увидела и пожалела, привела в порядок. Она благодарно мне улыбнулась. Так появилась рыженькая Зоя. Потом нашла выброшенную Масю, грязную и лысую. Отмыла, приодела — она протянула ручки и уже не просто улыбнулась, а захохотала от радости… Мне очень нравится процесс превращения золушек в принцесс. Куклы, как дети. Они в свое время дарят каждому из нас радостные, счастливые минуты. Разве не должны мы им платить тем же?
Одна и любимых кукол Алефтины Николаевны – Эмма. Когда она ее увидела, поняла, что это ее ребенок. Кукла фарфоровая, Германия, 60-е годы прошлого века. Создала мастерица новый образ Эмме, и она просто на глазах повзрослела — с новой прической, в берете и наряде даже нос задирать стала. Красавишна! Как же все-таки меняет нас прическа и наряды.
А с Катрусей целая новогодняя история приключилась. Дело было вот как. На работе Алефтина Николаевна случайно узнала, что в бак с мусором выбросили куклу. Как?! Почему?! По ее просьбе игрушку достали, чуть обтерли и с большой долей скептицизма отдали на возрождение. У виска открыто никто не покрутил, но такое желание, наверное, было.
— Лысенькую и жалкую принесла ее домой, как ребенка искупала в тазике, обернула в полотенечко, — вспоминает моя собеседница. — При этом я пищалку не отпорола, решила, что не будет больше разговаривать… Но на следующий день, когда кукла обсохла, пищалка заработала, и кукла сказала мне: «Привет, малыш!» Образ родился сразу, но были сомнения по поводу платья и прически. Долго ходила между рядами в магазине тканей, пока взгляд не упал на тонкую и приятную глазу сорочечную ткань фисташкового цвета. Потом долго подбирала паричок – головка-то не маленькая… Но все получилось. И теперь Катруся моя самая первая помощница по дому — елку украшать помогала, на стол накрывать…
Печальная Соломия
Очень нравятся Алефтине Николаевне куклы в стиле бохо. Чтобы понять этот стиль, ей пришлось пересмотреть много работ других мастериц, прочитать специальную литературу. Так получилась Ксюша.
Поскольку тильдочки шьются по временам года, зимняя Маргоша у Алефтины Латюк появилась случайно.
Как и хотелось, удалось реализовать образ Красной Шапочки. Давно была ткань подобрана, но никак не получалось. И вот она — новая шарнирочка… Девочка крупная, 55 см, яркая, добрая…
Иногда на глаза попадается кукла, которую шила давно. Глаз мастера сразу замечет погрешности, и тут же их исправляет. В результате получился совсем другой образ. Печальной Соломии, например. Мамай же появился после просмотра онлайн-конференции Анастасии Голеневой, которая шила домового. А у героини этой статьи родился образ козака.
— Принципиально не шью из того, что носилось, — признается Алефина Николаевна. — Иногда предлагают: «Ой, у меня такое классное платье было, такая ткань хорошая…» Нет. Только новый материал. Кукла несет исключительно мою энергетику. Только мою доброту.
Кукол Алефтина Латюк не продает. И не умеет, и не хочет. Привыкает к ним, как к детям. Хотя иногда приходится расставаться, когда очень просят и видит, что кукла действительно кому-то просто необходима. Не так давно выставляла свои работы на ярмарке-продаже, чтобы передать средства в помощь воинам АТО. Очень обрадовалась, когда все куклы в момент раскупили. И была горда тем, что с остальными коллегами поучаствовала в таком благом деле.
Дома к увлечению Алефтины Николаевны относятся с уважением и пониманием. Муж Михаил Григорьевич и сын Андрей нередко помогают: делом, если надо что-то просверлить, закрутить, приклеить, и советом — красиво-некрасиво. Как и должно быть в настоящей семье, дружной и крепкой.
Познакомиться с работами Алефтины Латюк и зарядиться положительной энергией можно по адресу: http://alef2404-volshebnica.blogspot.com/
Юлия Бабенко, фото автора.