23 мая этого года произошло событие уникальное не только для альпинистов, а и для всех жителей Днепра. Впервые на Эверест поднялась наша землячка – 43-летняя Ирина Караган. Она покорила вершину в составе группы, которая совершала восхождение с непальской стороны. Для Ирины это было первое восхождение на восьмитысячник. Она стала четвертой украинкой, покорившей эту вершину. В 2016 году на гору успешно поднялись Ирина Галай и Татьяна Яловчак, в 2019 году — Оксана Литинская. До Ирины Эверест покорялся лишь одному днепрянину в 2018 году — Дмитрию Семеренко.
Опасность в чистом виде
Сейчас Ирина утверждает, что она — по-настоящему счастливый человек. У нее есть семья, бизнес и воплощенная мечта. Она занимается продажей снаряжения для экстремальных видов спорта.
В 13 лет будущая альпинистка впервые отправилась в поход в Карпаты. Женщина вспоминает, что мама всегда без проблем отпускала ее в горы, наверное, потому что путешествия были маминой нереализованной мечтой. Первый сложный поход на Кавказ в жизни Ирины был в 15 лет. А дальше — самые разные горы.
Экспедиция, из которой она вернулась в родной город в начале лета, длилась 50 дней. Женщина впервые покинула свой дом на такой долгий срок. Сначала был перелет в столицу Непала – город Катманду. Потом — в Луклу, маленький город в горах на высоте 2000 метров. Именно оттуда начался трек к базовому лагерю Эвереста, который находится на высоте 5300 метров. Альпинисты идут к нему около недели, постепенно акклиматизируясь и привыкая к высоте. В составе группы было шесть человек, включая гида. Четверо поднимались на Эверест, а один – на соседнюю вершину Ходзе. Группа получилась интернациональной: белоруска, молдаванка (обе стали первыми женщинами в своих странах, которые покорили Эверест), а также львовянин.
— Переход по леднику Кхумбу — это опасность в чистом виде, — не скрывает Ирина. — Лотерея, в которой никогда не знаешь, что может произойти в следующий момент. Тебя не было там несколько дней – и все поменялось. Появились новые разломы, новые маршруты. Глядя на это, думаешь об одном: только бы лед не стал ломаться, когда мы здесь находимся! С другой стороны, когда ты уже находишься на леднике, бояться просто некогда. Все идут – и ты идешь. Смотришь внимательно под ноги, чтобы не оступиться, заботишься о страховке. Пожалуй, самым сложным было преодоление высоты. Много дней мы провели, ожидая подходящей погоды. Очень волнительно, когда ты находишься там уже месяц, прогноз постоянно меняется, и ты не знаешь, будет все-таки восхождение или нет.
Фотографироваться до восхождения — плохая примета
Альпинистка признается, что еще за полгода до похода она продумывала и в деталях представляла себе каждый момент экспедиции. Мысль о покорении самой высокой точки планеты поселилась в ее голове за год до этого события. Каждое утро она просыпалась с желанием осуществить свою мечту.
Окончательное решение Ирина приняла в июне прошлого года. Тогда она отправилась в горы с гидом – харьковчанином Валентином Сипавиным, который затем возглавил экспедицию на Эверест. С сентября началась серьезная подготовка к восхождению. Она занималась в спортзале, бегала, а также ходила в походы. Акклиматизацию проходила в походах на Арарат, Килиманджаро, а также вулкан Охос-дель-Саладо в Чили — это вторая по высоте вершина Южной Америки.
За десять дней до восхождения на Эверест гид посоветовал прекратить все тренировки. Нужно было тщательно следить за тем, чтобы не заболеть, не подвернуть ногу. На высоте не заживает даже самая маленькая ранка, поэтому нужно максимально беречься. А еще Валентин предупредил свою группу о том, что нельзя фотографироваться на фоне горы до восхождения — это считается плохой приметой.
— Я не рассказывала о предстоящей поездке друзьям, знакомым, — вспоминает Ирина Караган. — Особенно непросто было сказать об Эвересте маме, которая живет в другом городе. За неделю до выезда я ей позвонила: «Мама, я еду в горы. Далеко, высоко». Когда я сказала, куда именно, она спросила: «Доця, зачем тебе это надо?» Точно могу сказать: делаю это не ради удовлетворения каких-то амбиций. В горах сложно. Но каждый раз, когда я поднимаюсь и вижу вокруг нереальную красоту, понимаю, зачем я все это преодолеваю. Так было и с Эверестом. Штурм вершины начался около девяти вечера, до пика мы добрались ранним утром. С девяти тысяч метров рассвет выглядит, как из космоса. Эти потрясающие ощущения навсегда останутся со мной.
Поход обошелся в 60 тысяч долларов
В тот день, когда Ирина взошла на Эверест, половина альпинистов, вышедших на штурм вершины повернули назад. Кому-то не хватило физической подготовки, кому-то – силы воли. Был очень сильный ветер, но с ним все же можно было справиться.
Примерно неделю до 23 мая и неделю после этого дня погода вообще не позволяла идти на штурм. Многие альпинисты, будучи в базовом лагере, заболели, в том числе и ковидом. Конечно, они вынуждены были отказаться от подъема.
Восхождение на эту гору — дорогостоящее удовольствие. Диапазон стоимости покорения вершины — от 45 до 160 тысяч долларов за человека. Ирине и ее коллегам по экспедиции Эверест обошелся по 60 тысяч долларов на каждого. 11 тысяч стоит только разрешение на восхождение от властей Непала. Остальные деньги идут на организацию сервиса в базовых лагерях. Его уровень может быть разным. Например, Ирина видела поднимающегося на вершину принца Бахрейна со своей свитой – их палатка напоминала настоящий королевский шатер. У Ирины и ее коллег по экспедиции все было намного скромнее: деревянные столы, повар, который готовил им еду, матрацы для отдыха.
Сразу после спуска с опасной вершины Ирина позвонила маме. И та призналась, что пока дочка была в походе, специально ничего не читала об Эвересте. А когда нашла информацию после ее возвращения, ужаснулась тому, сколько людей там погибли. Поддерживает женщину в ее увлечении и дочь Вера: пока мама была в горах, она заканчивала школу и сдавала ВНО.
Сегодня Ирина уже планирует следующий поход — на Памир. Несколько лет назад она пыталась подняться на пик Ленина, высота которого 7134 метра, но неудачно. Эта вершина продолжает манить днепровскую экстремалку.
Автор Юлианна КОКОШКО.