Уникальный мастер: днепрянин реставрирует фортепиано Гитлера и Муссолини (Фото)

Редакция "Наше мiсто"
    -
Мужчина реставрирует фортепиано Гитлера и Муссолини – новости Днепра

В Днепре два десятка детских музыкальных школ, на концерты с участием различных оркестров и солистов-инструменталистов трудно достать билеты. Фортепиано — едва ли не самый популярный инструмент среди музыкантов-любителей. Он нелегкий в прямом и переносном смыслах: весит несколько сотен килограммов. У многих днепрян фортепиано стоит дома, а значит, рано или поздно в дверь постучится тот, кто поможет ему звучать мелодично и не фальшиво.

Путь в профессию подсказала жизнь

Настройка и реставрация фортепиано – удивительный творческий процесс, который позволяет не только почувствовать характер каждого инструмента, но и возродить его удивительное звучание и окраску.

Мужчина реставрирует фортепиано Гитлера и Муссолини – новости Днепра

Если вы захотите выучиться на настройщика фортепиано, такой специальности не найдете ни в одном учебном заведении. За днепрянина Константина Гераськина эту профессию выбрала сама жизнь. Корни известной в нашем городе династии Гераськиных берут начало от брата бабушки Константина Алексеевича — Игната Лакаева. Он получил музыкальное образование, устроился на работу в музыкальный магазин, а потом занялся настройкой фортепиано.

Этой творческой профессией увлеклись и его два брата: Андрей Константинович дарил чистое звучание струнно-смычковым инструментам, а Михаил Константинович – баянам и аккордеонам. Во время Второй мировой войны Лакаевы остались в оккупированном Днепропетровске и продолжали работать. Маленький Костя часто заглядывал в их мастерскую, которая располагалась на улице Боброва — во дворе того же дома, где он родился. Братья-настройщики в перерывах между работой частенько угощали его чаем с бутербродами.  

Мужчина реставрирует фортепиано Гитлера и Муссолини – новости Днепра

— Мой отец, Алексей Гераськин, тоже стал настройщиком. Точно так же, как и родственники, — вспоминает Константин. – Удивительное сочетание благородства и культуры, человеческой теплоты и особенной чуткости, высочайшего мастерства и таланта принесли ему известность и признание музыкантов всего города. Женщины в нашем роду тоже связали жизнь с музыкой. Например, органистка, заслуженная артистка Украины Надежда Юрийчук – моя родственница. Рад, что у меня есть талантливые ученики, которым я передаю свое умение и мастерство. Например, Сергей Улуишик, который сейчас учится в Днепропетровской академии музыки им. М. Глинки.

Нотную грамоту Константин Гераськин выучил раньше, чем буквы. Потом была учеба в музыкальных школах и знакомство с профессией настройщика, которой его обучил отец.

Рояль для Гитлера и Муссолини

За тридцать лет, которые Константин Гераськин работает настройщиком фортепиано, через его золотые руки прошли тысячи разных инструментов. Доводилось даже в течение двух лет регулярно выезжать в Сибирь: трудился в нескольких городах, где не было настройщика.

Мужчина реставрирует фортепиано Гитлера и Муссолини – новости Днепра

Заработав немного денег, Константин Алексеевич открыл с партнерами ООО «Камертон», которое и сейчас успешно работает в Днепропетровской академии музыки им. М. Глинки. Константин и его коллеги занимаются реставрацией музыкальных инструментов. По тем предметам, которые хранятся в мастерской, можно изучать историю музыки.

Олег Таран, один из мастеров, работает над пианино «Беларусь», которое скоро отправится на Кубу. Когда-то на нем играла дочь женщины, отец которой был советником Фиделя Кастро – инструмент дорог ей как память.

Мужчина реставрирует фортепиано Гитлера и Муссолини – новости Днепра

Есть здесь старинные инструменты конца 18-го – начала 19-го веков, изготовленные в Германии. Ждет своего часа, чтобы зазвучать в полную силу, черный рояль фирмы «Блютнер». Согласно основной версии, его в августе 1941 года привезли в Умань Гитлер и Муссолини. Доказательства, что на нем играли нацисты, не сохранились. Известно только, что много лет немецкий красавец простоял в клубе и уже начал разрушаться. Недавно уманцы предложили Константину Гераськину купить его, и он не отказался.

«Украину» нужно спасать

Несколько лет назад в Днепре должен был проходить детский музыкальный конкурс «Золотая лира». Ради такого события организаторы купили рояль и пригласили Константина Гераськина настроить его. Выяснилось, что этот инструмент изготовили в 1840 году. Его состояние оставляло желать лучшего – стало ясно, что реставрация займет год, а то и больше. Чтобы выйти из положения, организаторы конкурса по бартеру забрали у настройщика другой рояль, а этот отдали ему.

Мужчина реставрирует фортепиано Гитлера и Муссолини – новости Днепра

Когда Константин Алексеевич привез старинный инструмент домой и начал его разбирать, по телевизору в это время показывали передачу из серии «Жизнь замечательных людей». Речь шла о Ференце Листе. И когда на экране появилась гравюра, на которой композитор был изображен играющим на рояле, Гераськин узнал в нем тот инструмент, который только что попал ему в руки. Заинтересовавшись историей рояля, настройщик выяснил, что к устроителям конкурса он был доставлен из Запорожья. Продавшая рояль старушка призналась, что его после Второй мировой из Венгрии привез ее отец. А именно в Австро-Венгрии и жил Ференц Лист. Днепрянин даже связался с венгерским посольством, чтоб они провели экспертизу.

Мужчина реставрирует фортепиано Гитлера и Муссолини – новости Днепра

 — В Российской империи было много фабрик музыкальных инструментов, которые основали немцы, — рассказывает Константин Алексеевич. – «Шредер», «Рениш», «Беккер». После Первой мировой войны осталась только фабрика «Беккер», которая после Октябрьской революции была национализирована и получила название «Красный октябрь». У качественного инструмента нет срока эксплуатации – на нем можно играть вечно. Конечно, время от времени необходимо производить текущий ремонт. Бывает, что в сложных случаях процесс реставрации старинных «немцев» затягивается на долгие месяцы. Приходится заказывать детали из Германии – у нас их не производят. В любом случае, это дешевле, чем покупать новые импортные инструменты, например, концертный рояль фабрики «Блютнер» стоит около 200 тысяч евро.

Кстати, наши пианино марки «Украина» обладают высоким качеством.

Мужчина реставрирует фортепиано Гитлера и Муссолини – новости Днепра
Мужчина реставрирует фортепиано Гитлера и Муссолини – новости Днепра

— Если сравнить их по долготе и мощности звука, чувствительности клавиатуры и тембральности со знаменитой «Ямахой», они «японцам» ничуть не уступают, а по некоторым характеристикам даже превосходят, — говорит настройщик. — Струны для них изготавливались из шведской стали. По этой причине все те фортепиано, которые производились на Черниговской фабрике музыкальных инструментов до 1978 года, — это настоящие шедевры. К сожалению, по всей территории Украины они постепенно уничтожаются: в музыкальных школах их не ремонтируют, а списывают и утилизируют. А ведь если такой инструмент отреставрировать, он еще долго будет служить нескольким поколениям любителей фортепианной музыки. В 2010 году Черниговская фабрика музыкальных инструментов прекратила свое существование, и это печально, потому что потребность в инструментах в Украине и в Днепре большая.

Мужчина реставрирует фортепиано Гитлера и Муссолини – новости Днепра

Музыкальная культура днепрян с каждым годом растет. Помимо государственных, открываются частные музыкальные школы, в которых учатся не только дети, но и взрослые. Там настоящие аншлаги!

Мужчина реставрирует фортепиано Гитлера и Муссолини – новости Днепра

— У каждого инструмента свой характер и особенности, — убежден настройщик. — У инструментов фирмы «Блютнер» — яркий мощный звук, у «Стенвея» — более камерное, мягкое звучание. Приобретая фортепиано «Украины», стоит посмотреть на дату его производства. Те рояли, которые изготавливались в конце месяца, лучше не брать: в эти дни гнались за планом, качество могло пострадать.

Мужчина реставрирует фортепиано Гитлера и Муссолини – новости Днепра

Юлианна Кокошко, фото Валерия Кравченко.

Совет от настройщика Для того, чтобы фортепиано служило долго, в комнате должно быть не слишком жарко и сухо. В идеале иметь увлажнитель воздуха, который будет поддерживать благоприятный для инструмента микроклимат.

Поделиться: