Пенсионеры рулят: мешает ли автолюбителям Днепра год рождения

Редакция "Наше мiсто"
    -
Мешает ли автолюбителям год рождения – новости Днепра

В 2019 году муж королевы Великобритании герцог Филипп Эдинбургский попал в ДТП. Тогда многих удивило не лихачество, а возраст водителя. Герцогу было 97 лет, а этим летом уже исполнится 100.

Возрастных водителей немало и в Днепре. К сожалению, статистика, сколько человек в 60+ получили права, не ведется. Но наши постоянные читатели помогли найти людей, которые не представляют жизнь без авто и успешно рулят в золотом возрасте.

Разве важен возраст?

Часто с возрастом люди садятся за руль по необходимости. Как заниматься дачей без машины? Пока доедешь на электричке или маршрутке, уже и работать некогда. Или напашешься, а потом еще пару километров на электричку топать. Да и за покупками удобно поехать на личном транспорте, чтобы не таскать тяжелые сумки. Хотя нередко окружающие скептически говорят: «Куда вам за руль? До сорока были пешими, так что ж сейчас неймется?»

Увы, в Украине нет статистики: создают ли возрастные водители больше проблем на дороге, чем молодые. Поверим британским ученым. Они пришли к выводу, что водители в возрасте 70+ попадают в аварии в три—четыре раза реже, чем в 17—21. Да, у молодых быстрее реакция, выше концентрация внимания. Автолюбителям в зрелом возрасте сложнее ориентироваться на незнакомой местности, они быстрее устают. Но вы часто видели, чтобы они совершали лихие обгоны? А вот их молодые коллеги чаще всего попадают в аварии из-за превышения скорости. ТЕМЕ

Подарочек себе к Новому году

Светлана КОЛПИНСКАЯ, 69 лет:

— Водить автомобиль мне хотелось давно. Купили с мужем Mitsubishi Lancer. Но ездил за рулем он, я всегда была только пассажиром, меня это устраивало. Муж умер, и машина стояла в гараже, дети советовали ее продать. Вот тогда я и подумала: «А почему бы мне не научиться водить?» Да, у меня возраст 60+, но разве это причина, если здоровье позволяет?

И так меня эта мысль воодушевила, что я решила учиться вождению. А тут еще и со школой повезло. Пошла с подругой в автошколу Коваленко и встретила там хороших специалистов, профессионалов, которые знают свое дело и могут научить других

 Первые несколько дней, когда заходила в класс и видела молодежь, думала: смогу ли, может уйти? Но, как оказалось, смогла. И экзамен сдала без лишних волнений и тревог. 17 декабря 2020 года я получила права, а 30-го — мне исполнилось 69 лет. Так что подарочек к Новому году я себе сделала интересный.

На курсы пошла в 53 года

Лидия СБИТЕНКОВА, 71 год:

— Я за рулем недолго. Пошла на курсы вождения после 53 лет. Сказать, что было просто, не могу, но экзамен сдала и права получила. К сожалению, было мало практики, а это, пожалуй, самое главное. Да и так вышло, что, получив права осенью, зимой не ездила из-за плохой погоды. Большой перерыв и отсутствие практики дали о себе знать. Поэтому машину подарили сыну, ему она нужнее. Сейчас на ней ездит невестка.

А вот мой дядя, Михаил Степанович Якимиди, водит машину в 89 лет! В мае ему исполниться 90, а он садится за руль и едет на дачу. Далеко не каждый в солидном возрасте может так увлеченно заниматься деревьями и виноградом, уверенно водить авто, а еще он освоил смартфон, любит рыбалку, играет в бильярд. Горжусь!

Без авто в селе не то

Людмила ЛИТОВЧЕНКО, 70 лет:

— Водительское удостоверение я получила в 53 года. У меня «Лада-Калина». Машина старенькая, но она меня выручает. Я живу в селе, у нас без авто, как говорится, совсем не то. Если ты за рулем, сел и поехал, куда необходимо.

К примеру, я два раза в неделю езжу в районный ДК на репетицию песенного ансамбля, а летом — на рынок в Каменское. С подругой катаемся в театр и на прогулки в парк. И это все благодаря моей «Ладе». Признаюсь, огорчает дорога от нашего села до Каменского, но стараюсь справляться с неприятностями. Езжу аккуратно, без нарушений. Только однажды мне выписали штраф за парковку в запрещенном месте.

Мой принцип вождения я называю «Три Д — дай дорогу дураку», ведь любителей полихачить у нас на дорогах хватает. Перед выездом из дома всегда читаю молитву и прошу Всевышнего: «Помоги и сохрани».

Когда училась водить, услышала хороший совет, как правильно тронуться с места. Может он пригодится начинающим коллегам, ездящими на механике: «Чтобы завести машину и тронуться с места, важно стартовые движения довести до автоматизма. Включить зажигание, выжать педаль сцепления, затем тихо нажать на педаль газа, плавно отпуская сцепление». Эту комбинацию я прокручивала в голове каждое утро. На экзамене похвалили, отметили старание. Всем водителям желаю: ни жезла, ни гвоздя, ни ям, ни скользких заносов, аккуратного вождения и хорошего настроения.

«Лада» меня здорово выручает

Станислав ТАЛАШ, 62года:

— За руль своей «Лады» я сел поздновато. На курсы пошел, когда мне было 49 лет. До этого как-то не задумывался. Как приобрел дачу, так и возникла необходимость в личном транспорте. Я так инструктору и сказал, когда пришел в автошколу. Он, посмотрев мои документы, иронично заметил, мол, не поздновато ли надумал за руль? А я ему в тон говорю, что, если вы будете меня на дачу и с дачи возить, то тогда мне учиться вождению не к чему. Инструктор возить не согласился, и я стал осваивать водительские премудрости.

 Машина теперь меня здорово выручает. Тем, кто думает в зрелом возрасте – начинать или не начинать учиться рулить, скажу, что все зависит только от вашего желания, захотите – научитесь.

С машиной – ты свободный человек, куда надумал, туда и поехал. Радует возможность поехать в гости, к родственникам в другую область, путешествовать по Украине, узнавать новое о родном крае.

За рулем с шести лет

Петр ПЕТРИЧЕНКО, 71 год:

Впервые за руль сел в шесть лет. Это был трактор, на котором муж моей сестры (тогда он только ухаживал за ней) возил удобрения на плантацию хмеля. Будущему родственнику, конечно, хотелось поговорить с сестрой, вот он и доверял мне отвезти удобрения. С трактором я справлялся, а вот с тяжелым шлангом, через который набирал удобрения, не очень. Пока я ехал, половина удобрений вылилась.

Серьезно учиться вождению я пошел в 1983 году. С этого времени моя работа связана с вождением. Работал на городском автобусе №60, который ходил от вокзала в аэропорт, и начальником департамента транспорта в ЕЭСУ. Потом приходилось открывать новые автобусные маршруты, например, в Молдавию. Яркое, незабываемое время, когда я был водителем в редакции газеты «Наше місто», чувствовал себя неотъемлемой частью коллектива, который создает газету. Приходилось не только возить журналистов на репортажи и съемки, а и брать в руки фотоаппарат. Некоторые снимки выходили не хуже, чем у фотокорреспондентов.

За время работы в редакции были у меня три встречи, которые для меня так и остались загадкой. Судите сами. Прилетел в Днепропетровск президент Украины Леонид Кучма. Его встречают в аэропорту руководители города и области, многочисленные журналисты. Я привез фотокора «Нашего міста» и стал немного в стороне. Леонид Данилович выходит с самолета, идет вдоль коридора встречающих, кое-кому кивает головой, здоровается со мной за руку и проходит дальше. Меня все спрашивали, почему президент подошел ко мне. А я и сам не знал. Через некоторое время на традиционную встречу собираются выпускники физтеха. Журналисты знали, что там будет и Кучма. Поэтому ждали его, чтобы сфотографировать и взять интервью. Вы не поверите, но и в этот раз Леонид Данилович тоже пожал мне руку на глазах изумленных знакомых.

Была еще одна встреча. Из Днепра отправляли гуманитарную помощь пострадавшим от стихии селам Западной Украины. Журналисты приехали снимать репортаж и ждали генерала. Я немного отошел к ангарам, где складывали мешки с грузом. Именно туда и направился приехавший генерал и поздоровался со мной за руку. Почему именно со мной, так и осталось тайной.

Знал я одного автолюбителя-фаната, который и на склоне жизни не мог расстаться с любимым авто. Ему было далеко за 80. Он уже не садился за руль, но к своему Москвичу-403 прикипел душой. Ритуал был такой: он приходил в гараж, заливал в авто бензин, заводил и выезжал с гаража. Он то ходил, то стоял возле машины, гладил и, очевидно, вспоминал время, когда рассекал на ней по дороге. Вскоре бензин заканчивался, мотор затихал, он просил помочь вернуть автомобиль в гараж. Вот такая бывает любовь к машинам.

Ученики 60+ более ответственны

Андрей КОРЯК, преподаватель правил дорожного движения в автошколе Коваленко:

 — В деле вождения, как и во всем: если человек захочет научиться, то сможет. И возраст ему не помеха. Помешать может только медицинские показания. Если человек здоров, значит, способен нормально реагировать и обеспечивать безопасность на дороге. Нередко люди в возрасте учатся более сознательно и ездят более ответственно.

Был у меня интересный случай. Я работал инспектором по дознанию в бывшей ГАИ. Пришлось разбираться в ДТП, где за рулем был мужчина 90 лет. В той ситуации виноват пешеход, который выбежал на красный свет. Меня этот пожилой водитель поразил выдержкой и умением правильно реагировать на ситуацию.

Тем, кто сомневается, сможет ли водить машину в зрелом возрасте, скажу, что все зависит от вашего желания. Захотите, будете пунктуально изучать теорию, узнавать новое, спрашивать и переспрашивать непонятное — придете к хорошему результату. Так же и с практикой. Если нужно, можно взять больше времени на вождение, чтобы почувствовать большую уверенность в себе. У нас есть все условия для успешной учебы. За три последних года более 50 наших учеников старше 60 лет получили права.

Годы в паспорте не помеха

Александр КРАВЧЕНКО, инструктор по вождению:

— Одна из учениц Светлана Александровна Колпинская — яркий пример, как учиться и научиться водить. Она пришла и продемонстрировала себе и нам, что в любом возрасте человеку под силу осилить вождение. Старательно учила теорию, просила больше времени уделить практике, внимательно прислушивалась к советам, замечаниям и успешно все сдала. На экзамене по вождению в сервисном центре МВД ее похвалили. Так что в любом возрасте учитесь, дерзайте и не сомневайтесь!

До какого возраста можно получить права в Украине?

В Украине не установлено никаких возрастных ограничений для получения водительских удостоверений. Единственное, что может помешать украинцу старшего возраста получить права – отсутствие справки о прохождении медицинской комиссии.

А как у них?

В Америке для возрастных водителей действуют освежительные курсы. В Великобритании водители категории 75+ сдают повторно тест на знание ПДД, получают новую справку о состоянии зрения. Права после этого дают на пять лет. Согласно британскому законодательству, чтобы иметь право водить авто, водитель должен видеть номерной знак машины з расстояния 20 метров.

Некоторые пенсионеры в Германии решаются отказаться от машины в пользу бесплатного годового проездного билета на общественный транспорт. Такие проездные выдают в нескольких федеральных землях Германии бесплатно людям старшего поколения, отказавшимся от водительских прав. Финансируют проект муниципалитет и транспортные предприятия.

Рули, пока сможешь

Лет десять назад Днепропетровское управление ГАИ выступило с инициативой крепить на авто, которыми управляют водители почтенного возраста, специальный знак. Днепрянин Николай Бойченко предложил вариант отметки: красный квадрат с зеленым кругом в центре, похожий на знак «Уступи дорогу», но треугольник верхушкой вниз. Предполагалось, что подобная наклейка, вроде туфельки, которую иногда размещают женщины-водители, будет информировать, что за рулем человек старшего возраста. Дальше инициативы дело не пошло.

Автор Таисия КУЗЬМЕНКО.

Поделиться: