30 водителей уже нет в живых: ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС о ночи, изменившей жизнь

Редакция "Наше мiсто"
    -
Ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС о ночи, изменившей жизнь – новости Днепра

26 апреля 2021 года исполняется 35 лет аварии на Чернобыльской АЭС. К сожалению, людей, которые тогда, весной 1986-го, ценой своего здоровья ликвидировали последствия катастрофы, с каждым годом становится все меньше и меньше. А те, кто остался, стараются приложить максимум усилий, чтобы память о ликвидаторах последствий аварии была жива. 62-летний житель Днепра Александр Лисняк – один из них.

Ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС о ночи, изменившей жизнь – новости Днепра

В военкомат вызвали ночью

 В свои 27 лет он работал водителем — перевозил по Днепропетровску и области баллоны с кислородом. Был женат, воспитывал двоих детей. Жизнь была понятной и стабильной. Все изменила ночь с 5 на 6 мая. В квартире Лисняков раздался звонок. Александра Ивановича вызывали в военкомат. Срочную службу в армии он не служил, однако его водительский опыт понадобился государству. Шел первый набор ликвидаторов. Рядом с Александром оказались не только его земляки, но и криворожане, донетчане, одесситы.

Ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС о ночи, изменившей жизнь – новости Днепра

— У нас был взвод, состоявший из водителей, — вспоминает Александр Лисняк. – Нам поставили задачу: перевозить жидкий азот и управлять бетономешалками. Бетоном заливали саркофаг. 7 мая 1986 года мы оказались в 30-километровой Чернобыльской зоне. В это же день получили свои машины, заправили их жидким азотом и в ночь на 9 мая поехали на станцию. Жили в палатках, которые разбили прямо в поле, в 30-километровой зоне, огороженной колючей проволокой. Тот взвод, в который я попал, перевозил на место аварии жидкий азот. С его помощью охлаждали реактор. Когда мы приехали, температура в нем была шесть тысяч градусов. Мы сбили ее до четырехсот.

 Из средств защиты – обычные маски

По приезду на станцию Александру и его коллегам стало понятно, что произошел мощнейший взрыв. Была большая угроза и второго взрыва. Когда на реактор с вертолета сбрасывался песок со свинцом, сверху образовалась корка. А внутри реактора происходили химические реакции, все кипело и бурлило. Чтобы не допустить взрыва, надо было снизить температуру. Разумеется, насколько опасна эта работа, ликвидаторам не сказали. Никаких защитных костюмов у водителей не было – им выдали только маски и респираторы. Вроде тех, которые мы носим сейчас, защищаясь от коронавируса. Дозиметры, рассчитанные на 50 микрорентген, зашкаливали. Каждый день Александра Лисняка проходил по одному и тому же графику: заправлял машину жидким азотом, приезжал к реактору, подсоединял шланг и ждал, находясь в убежище, пока сольется содержимое. Затем по сигналу возвращался в кабину и ехал обратно.

Ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС о ночи, изменившей жизнь – новости Днепра

В Чернобыльской зоне, по словам водителя, ввели военное положение. Например, двоих прапорщиков расстреляли за мародерство в опустевшей Припяти. Два года назад мужчина с интересом посмотрел британско-американский сериал «Чернобыль». Правдоподобными ему показались только первые две серии. Он рассказал, что голыми шахтеры не работали, слитки графита никто руками не брал. Хотя доля правды в этой картине, безусловно, есть.

 — К 13—14 мая у всех нас в организме было по 22—23 микрорентгена. Приехал командующий округом – стало по 2,2 и 2,3. В Чернобыльской зоне я пробыл до 11 июня. Первое время постоянно выезжали к реактору, а потом работали на кухне в ресторане «Припять», который обслуживал ликвидаторов. После возвращения в родной город жизнь продолжилась по обычному сценарию, рассказывает Александр Иванович. — Осенью этого же года мне предложили обследоваться в Институте радиологии в Киеве. Предупредили, что будут брать пункцию спинного мозга. Я отказался. И после этого обо мне забыли на 20 лет. Проблемы со здоровьем не дали вычеркнуть из памяти события 1986-го. Я инвалид второй группы, потеря трудоспособности – 80 процентов. У меня в организме нет не одного здорового органа. Из года в год радиация продолжает делать свое черное дело.

30 водителей уже нет в живых

Ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС о ночи, изменившей жизнь – новости Днепра

Пять лет назад, в 30-ю годовщину аварии на ЧАЭС, Александр Лисняк со своими побратимами побывал на станции. Зашли в храм, сфотографировались на фоне памятника ликвидаторам, вспомнили тех, кто уже умер. На сегодняшний день из того водительского взвода в 32 человека, в который попал Александр Иванович, осталось только двое – он и его друг Владимир. Теперь главная цель их жизни — помощь уцелевшим ликвидаторам и сохранение памяти о подвиге тех, кого уже нет. Александр Лисняк является председателем общественной организации «Союз Чернобыль Украины» Соборного района.

Ликвидатор аварии на Чернобыльской АЭС о ночи, изменившей жизнь – новости Днепра

 — Большую часть времени занимает подготовка к мероприятиям, связанным с 35-летием аварии на ЧАЭС, — признается мужчина. – От государства нет никакой материальной поддержки. В 2013 году мы за свои собственные средства поставили памятник чернобыльцам на бульваре Славы. К сожалению, из-за карантина нет возможности выступить перед школьниками с рассказами о тех событиях, которые происходили в Чернобыле. Честно говоря, достала чудовищная бюрократия, царившая на всех уровнях. Но память о наших ребятах не позволяет расслабиться, опустить руки.

По стопам Александра Ивановича пошли и его родные. Сын Вадим по контракту второй год служит в Вооруженных силах Украины, он зенитчик. А внук Дмитрий учится в военном лицее и мечтает стать десантником.

Автор Юлианна Кокошко

Поделиться: