Универ, я скучаю: как учат онлайн в вузах Днепра

Редакция "Наше мiсто"
    -
Как учат онлайн в вузах – новости Днепра

С началом пандемии коронавируса студенты перешли на дистанционное обучение. Такие реалии казались чем-то невозможным, но уже почти год стены учебных заведений пустуют. Вместо парты — домашнее кресло, тетради заменил компьютер, а преподаватель смотрит не в полную аудиторию горящих к знаниям глаз, а на экран своего гаджета.

Студенты и преподаватели рассказали журналисту «НМ» о том, как учить и учиться в таком формате.

Универ, я скучаю

Об учебе онлайн сама знаю не понаслышке. В этом году заканчиваю вуз и пишу диплом. С начала дистанционки до дрожи в теле я противилась ей. Тяжело сидеть сутки напролет за монитором: округляется спина, глаза устают, падает концентрация внимания. У меня уже нет разделения: дом – учеба, все слилось воедино. Если вдруг отказала техника, то ты выпадаешь из курса дел. И такое было неоднократно.

Плюсы в том, что удобно совмещать учебу с заработком. Но я и до карантина умудрялась это делать, так как работаю со второго курса. Из позитивного еще то, что, если пара неинтересная (а таких априори быть не может), можно поспать в теплой кроватке, а не в аудитории на твердой парте. Минусы – ты не видишь преподавателя, когда зачитываешь домашнее задание, теряешь интерес к даже интересной лекции, долго ждешь обратной связи.

так сейчас выглядит аудитория

В прошлом учебном году мы писали курсовую. Я успела только определиться с темой, как началось удаленное обучение. Потом все онлайн. Сделала план, отправила преподавательнице, прошел день, два, три, а ответа нет. На четвертый пришел. Я не виню ни в чем человека по ту сторону монитора, ведь у него таких, как я, десятки. Но в аудитории работа шла быстрее.

Через полгода я буду держать в руках диплом (правда не красный, именно на нас их отменили, а я так надеялась, эх). Поэтому так хочется ощутить себя студентом, опаздывающим на пары, посидеть в аудиториях, пропитанных знаниями и сыростью, пообщаться вживую с теми, кто вложил в наши головы так много всего. Универ, я скучаю! Хотя думала, что такое никогда не скажу.

Родня, только тихо!

Студента ХГУ Ирина Положай хорошо запомнила первые дни дистанционки.

— Новости пестрели заголовками: «Короновирус в Украине», «Первые случаи ковид в Днепре», атмосфера накалялась, и вот 15 марта 2020 года к нам на пару пришла заместитель декана и сказала: «Приказ ректора, все должны покинуть аудитории, карантин. Подробности позже», — рассказывает Ирина. — Мы обрадовались, что можно посидеть дома, немного отдохнуть, но со следующего понедельника нам сообщили, что начинаем учиться дистанционно. В голове масса вопросов: «Как? А удобно ли? А потянет ли компьютер?». Радовало одно – это всего на пару недель, потом мы вернемся в любимые аудитории.

У нас пары с восьми утра, надеялись, что их перенесут хотя бы на десять. Но нет, ровно в 8:00 мы с группой подключаемся на пару, программы для этого каждый вуз выбирает на свое усмотрение: Офис-365, Teams, Skype, Diskord.

К первой онлайн-паре я проснулась пораньше, подготовила место, предупредила родных, чтоб вели себя тихо. Подключаюсь. На меня через мониторы смотрят глаза таких же, как я, недоумевающих одногруппников, появился преподаватель: «Здравствуйте! Рад вас видеть, приступим». И начал читать нам лекцию. Благо, что из-за проблем с сетью камера включена теперь только у говорящих, а то как бы мы скрывали зевающие и потерянные лица?

Стыдно было, но привыкли

Дистанционка породила много анекдотов и шуток в сети. Самые распространенные о том, как одеты учащиеся: сверху рубашечка и пиджак, блузка или нарядная кофточка, а снизу пижама. Но самое смешное – неловкие моменты, возникающие во время занятий.

— Мы можем присутствовать на паре, отключив и звук, и камеры, а в нужный момент включать их, — рассказывает Анастасия Гандзюк, студентка ДНУ им. О. Гончара. — Помню, однажды мы слушали лекцию под аккомпанемент собаки нашего преподаватели. А на общей перекличке, когда микрофоны у всех были включены, услышали дивную фразу: «Замучили, твари». Кто или у кого это сказали, понять трудно. Но самое жуткое – сидеть на семинаре и сдавать домашнее задание, а в этот момент заходит в комнату родитель с фразой: «Кушать будешь?». Стыдно было, но со временем мы привыкли.

Экзамен, а интернет выбило

Если летнюю сессию в 2020-м году большинство студентов сдавали в аудиториях, то зимнюю – онлайн. В головах преподавателей сразу возникли схемы того, как избежать списывания, какие задания дать.

— С таким форматом обучения у меня не было трудностей, возможно, они было у тех, кто не дружит с техникой, — делится Неля Блинова, доцент, кандидат филологических наук. — Элемент отсутствия личного общения вносит некоторый психологический дискомфорт, но это сначала. Затем привыкаешь. Вон ведущие европейские университеты на дистанте работают годами и ничего, процесс обучения идет. Желающие учиться получат знания и при удаленной форме обучения.

С экзаменами изначально было непонятно: письменно или устно, тесты или открытые вопросы. Студенты надеялись, что получится списать, может, у кого-то и получилось, но, когда у тебя задание открыто лишь определенное время, не думаю, что захочется рисковать и искать ответы. Хотя коллеги рассказывали о приходящих идентичных работах. Возможно заработал коллективный разум.

Студентов совсем не обрадовало то, что они будут сдавать сессию не под пристальным надзором преподавателей.

— Ты сидишь на паре, вдруг выбивает Интернет, на тридцать минут ты исчез, восстановив подключение, заходишь, а там уже тишина, — рассказывает Евгений Бахов, студент НТУ «Днепровская политехника». — Начинаешь писать преподавателю, а он: «Понимаю, и у меня такое бывает, я вас отмечу, лекцию перепишите у товарищей». Пишу в беседу, чтоб кто-то скинул мне лекцию, а никто не писал. Из-за работы некоторые экзамены пропустил, но, думаю, смогу сдать на пересдаче. Отправляю преподавателю экзаменационную работу, ответа нет, пишу, мол проверьте, пожалуйста, но ему ничего даже не пришло, переслал еще раз. Такое часто бывало, что задания не доходили. А писать за каждым разом, чтоб убедиться, не комильфо.

Кто-то смог обуздать технологии и учить или учиться онлайн, а кто-то до сих пор сидит перед монитором, как чайник. Настало время, когда студенты начали обучать преподавателей. Надеемся, что вскоре все наладится и больше ни один преподаватель не будет смотреть в монитор на десятки аватарок и спрашивать: «Алло, меня слышно?».

Автор Анна ЛУКЬЯНЧЕНКО, фото Владимира ФЕДОРИЩЕВА.

Поделиться: