Skip to content

Драма за закрытой дверью: что делать жертве домашнего насилия

Драма за закрытой дверью: что делать жертве домашнего насилия

Ежегодно с 25 ноября по 10 декабря в мире проходит кампания системы ООН «16 дней активных действий против гендерного насилия». В последние годы ситуация в нашей стране несколько изменилась, передает «Наше місто«. Но домашнее насилие никуда не исчезло — до этого еще долгий путь. И все же первостепенную задачу, которую ставили перед собой психологи, активисты, правоохранители, выполнить удалось — подобные случаи перестали скрывать, теперь говорить об этом не стыдно. А странный постулат, мол, нельзя выносить сор из избы, больше не оправдание для потерпевших, прежде всего женщин и детей, чьи жизни и здоровье оказались под угрозой из-за домашнего тирана. Проблему насилия в семьях наконец-то сделали видимой для общества. Однако стереотипы еще живы. «Бьет — значит любит», «Бачили очі, що купували», «А как же оставить ребенка без отца?», «Сама виновата, спровоцировала на агрессию» — для некоторых это достаточные аргументы, чтобы не видеть проблемы. Однако на поверку часто оказывается: так женщина оправдывает ситуацию, когда ей некуда идти и негде просить защиты. Еще десять лет назад так и было. Сейчас, к счастью, все иначе.

ЖЕНЕЧКА

Хрупкая, изящная женщина — не первый взгляд и не скажешь, что ей 30, она — мать двоих мальчишек и что у нее серьезные проблемы c мужем.

Замуж Женечка вышла рано. Конечно, по любви. Очень быстро в семье появился ребенок. Затем второй. Неладное Евгения заподозрила, когда у мужа стал портиться характер. А потом случайно нашла в доме шприцы… Александр подсел на наркотики.

Не стоит удивляться тому, что жена не видела правды и списывала появившиеся странности мужа на что угодно — депрессию, алкоголь, плохое настроение. Откуда было знать Евгении, выросшей в благополучной семье, как выглядит и ведет себя наркоман? Но получив прямое доказательство – шприц с наркотиком, она предъявила его мужу. Тот отпираться не стал, сказал: «Буду лечиться». Потом еще и еще раз. Как это часто бывает, слова остались словами. Единственное, что изменилось — муж перестал скрываться. Отчаявшись, Женечка подала на развод. И начался ад.

Драма за закрытой дверью: что делать жертве домашнего насилия

Уйти из семьи мужчина отказался наотрез. Объяснял это любовью к детям, к жене. При этом менять ничего не хотел. Самой Женечке идти было некуда. Да и почему она с детьми должна уходить из собственного дома? Гипотетической возможности выселить когда-то любимого человека до развода не было. А в суде дело затянули на год — развод не оформлен до сих пор.

Дома Евгении все чаще приходилось слышать от мужа: «Я от вас не уйду, либо мы уйдем все вместе». Прямая угроза, которую однажды муж и попытался реализовать.

С чего начался очередной скандал, никто не помнит, но это и не важно. В какой-то момент мужчина набросился на жену и начал ее душить. Старший сын кинулся спасать маму, он кричал так, что сорвал голос. Чудом Евгении удалось вырваться. Она вызвала полицию. Правоохранители сказали: «Мы придержим его на полчаса, у вас будет возможность спрятаться». Но куда?

ПАНИ ПАТРОНЕССА

Женечке повезло — в самый страшный момент жизни ей помогла родная тетя Ольга. Хоть женщина и живет за полтысячи километров от Днепра, однако сумела задействовать журналистов, те — правоохранителей и волонтеров, которые пришли на помощь семье.

Главным помощником Евгении стала Анна Карпеченкова, инициатор Днепровского общественного объединения «Пани Патронесса». Эта организация занимается женщинами, которым помощь нужна критически быстро. Как в случае с Евгенией. Ведь в выходные, когда это произошло, срочно решить проблему сложнее, чем в будни.

«Именно Анна приехала за семьей, забрала их в безопасное место, рассказала, что будет дальше: кто и какую помощь окажет, предоставит психологическую поддержку, какие действия пошагово нужно предпринять, чтобы изолировать насильника от матери и детей», — рассказала Ольга, тетя пострадавшей.

Также женщине предоставили сопровождение для вывоза, поселили, помогли сдать анализы (во время пандемии без них никуда, даже если твоей жизни угрожает опасность). Анна лично ездила за документами потерпевшей домой и сделала еще одну очень важную вещь: повторно вызвала полицию, чтобы зафиксировать факт домашнего насилия. Раньше правоохранители зарегистрировали просто хулиганку — с таким обвинением ожидать от суда адекватного решения в отношении домашнего насильника вряд ли стоит.

Драма за закрытой дверью: что делать жертве домашнего насилия

Позже Анна напишет в Фейсбуке: «Трудный день. Болезненный, даже невыносимый. Сегодня держала за руку не только женщину, которую в прямом смысле пытается убить муж, но и ее детей. Ребята шести и десяти лет не просто видели, как отец душил мать, но и пытались ее защитить. Они на самом деле приблизились к тому моменту, когда жизнь мамы была собственностью их отца и могла оборваться в любой момент. Младший все говорил и говорил мне о том, как ему страшно. Не отпускал руку мамы. И только когда она шла на обследование или разговаривала с детским врачом в приемном отделении, держал мою руку. Я пообещала ему, что мы, все мы, обязуемся их защитить».

Кстати, если вы думаете, что домашнее насилие — это о неблагополучных семьях, то сильно ошибаетесь.

«К нам обращались за помощью жены вполне респектабельных супругов, имеющих отличную репутацию — адвоката, работника налоговой, полиции, — рассказывает Анна Карпеченкова. — Консультировалась даже психолог, страдающая от мужа-тирана. Именно для таких якобы благополучных семей самое сложное — признаться в проблеме. Особенно, если видимость благополучия создавалась годами».

Сейчас Евгения с детьми в безопасности. Но это только начало. Дальше — долгий путь к спокойствию и уверенности, на котором семье помогут специалисты и волонтеры.

ГДЕ СПРЯТАТЬСЯ ОТ ТИРАНА

В нашей стране обращение в полицию для женщины — чаще всего акт отчаяния, крайняя мера, когда ее жизнь и здоровье оказываются под реальной угрозой. Таких обращений стало гораздо больше, чем раньше. Но вовсе не потому, что подобные случаи участились. Просто теперь жертвам в случае опасности есть к кому обратиться и где спрятаться.

Драма за закрытой дверью: что делать жертве домашнего насилия

«В Днепре на случаи домашнего насилия выезжает специальная бригада, только при вызове надо попросить диспетчера прислать экипаж «Полина», — говорит Анна Карпеченкова. — Полицейские в ее составе прошли специальное обучение и никогда не уедут, оставив жертву в опасности».

Евгению с детьми определили в специальный приют для жертв домашнего насилия «Мамино счастье» (неформально его еще называют шелтером). Кстати, это единственный в Украине муниципальный центр социальной поддержки для пострадавших от семейного насилия женщин с детьми. Здесь на полном обеспечении города могут одновременно проживать 13 семей. Срок пребывания — не более года. Это время для того, чтобы пострадавшие могли почувствовать себя в безопасности, получить психологическую и социальную поддержку, решить, что делать дальше.

КАК ОСТАНОВИТЬ АГРЕССОРА

Законодательство предусматривает достаточно действенные механизмы реагирования на домашнее насилие. Полиция может вынести обидчику временное запретное предписание на десять дней, обязать его покинуть место, где проживает жертва (даже если это его собственность), запретить ему приближаться и контактировать к ней.

«За эти десять дней вы можете обратиться в суд, и тот может вынести решение об ограничительном предписании на шесть месяцев. Такое заявление рассматривается в течение 72 часов. Это так называемые срочные меры», — рассказывает адвокат.

Далее жертва имеет право обратиться в центр бесплатной правовой помощи. Законодательно предусмотрена административная ответственность за домашнее насилие, но также существует соответствующая статья в Уголовном кодексе. При вынесении судом ограничительного предписания агрессора должны поставить на профилактический учет в полиции.

Драма за закрытой дверью: что делать жертве домашнего насилия

Есть и такой вариант: домашнего тирана можно отправить на прохождение специальной программы для коррекции поведения. И это не для сохранения семьи, или не только для этого. В первую очередь, прохождение программы и коррекция поведения агрессора — это защита общества от него. Тиран найдет другую жертву, и снова мы будем спасать какую-то женщину. Именно общество в целом должно быть заинтересовано в снижении градуса домашнего насилия, ведь государство тратит ресурс на реагирование и восстановление пострадавших, а без реальной ответственности и коррекции этот самый агрессор будет опасен.

ЖИЗНЬ ЗАНОВО — С ЧЕГО НАЧАТЬ

Главная инициатива, чтобы разорвать круг насилия, все же принадлежит женщине.

«Никто не может помочь пострадавшей без ее желания. Хотя я понимаю, что набрать 102 для многих женщин, запуганных, психологически и физически задавленных домашним тираном, — это уже настоящий подвиг», — подчеркивает глава инициативы «Пани Патронесса».

Чтобы привлечь насильника к ответственности в этом случае, необходимо основание, такое, как личное заявление пострадавшей в правоохранительные органы. С детьми ситуация иная.

Драма за закрытой дверью: что делать жертве домашнего насилия

«С заявлением о защите ребенка, страдающего от домашнего насилия, может обратиться кто угодно: соседи, знакомые, родственники, просто свидетели, — уточняет Анна Карпеченкова. — Врачи, соцработники, учителя обязаны отреагировать, если заметили, что с ребенком происходит что-то неладное».

Адвокат Юлия Сегеда, много лет занимающаяся защитой и сопровождением жертв домашнего насилия, партнер инициативы «Пани Патронесса», особое внимание уделяет семьям с детьми.

«Если вы стали жертвой и тем более если в семье есть дети, нужно найти в себе силы выйти из этого порочного круга хотя бы ради них, — советует адвокат. — Часто слышу: «Да сын (дочь) был в другой комнате и ничего не слышал». Не думаю, что в это верит даже тот, кто произносит подобные слова».

Признайтесь себе, что ребенок пусть и не пострадал физически, но получил психологическую травму как свидетель насилия. Если женщина хочет выйти из-под влияния домашнего тирана, лучше всего продумать путь отхода — своеобразный путь безопасности для себя и детей. Соберите «тревожный чемоданчик». Выберите подругу, соседку, родственницу, любого человека, которому вы доверяете. Это друг. Отнесите ему копии документов — ваших и детей, если есть — то и на имущество. Также у него должны быть какие-то ваши и детские наиболее необходимые вещи, деньги. Важно договориться, чтобы этот человек звонил вам раз в несколько дней и уточнял, все ли с вами в порядке. Не всегда у жертвы домашнего насилия есть возможность сообщить напрямую, что что-то не так. Придумайте кодовое слово, после которого ваше доверенное лицо должно вызвать полицию на ваш адрес. Напишите подробно историю ваших отношений и насилия в заявлении в полицию, пусть этот документ также лежит у человека, которому вы доверяете. Если возраст детей позволяет пользоваться телефоном, научите их, как позвонить вашему другу. И все же доводить ситуацию до крайней точки не стоит, считает адвокат. — Найдите в городе контакты центров, горячих линий, которые работают по вопросам реагирования на домашнее насилие. Лучше, конечно, обратиться туда при первых же случаях насилия, — говорит Юлия Сегеда. — При угрозе жизни и здоровью вариант один — уехать и спрятаться. Да, приют — это временное место, но оно дает возможность получить комплексную услугу и продумать план действий. Здесь женщина получит психологическую, юридическую помощь и поймет, как действовать дальше.

КУДА ОБРАЩАТЬСЯ ЗА ПОМОЩЬЮ В ДНЕПРЕ

Мобильная бригада социально-психологической помощи – (056) 785-73-60 (с 9 до 18).

Горячая линия поддержки женщин – 0-800-505-085.

Региональный центр по предоставлению бесплатной вторичной правовой помощи – 0-800-213-103.

«Пани Патронесса» — 099-632- 77-01.

Также работает общенациональная горячая линия по предупреждению домашнего насилия, торговли людьми и гендерной дискриминации – 116-123.

Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра

Метки: 

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: