ЗИС, ДАЗ, и амфибия: как строили грузовики на Днепровском автозаводе (Фото)

София Танченко
    -
Как строили грузовики на Днепровском автозаводе (Фото)

21 июля 1944 года в Днепре приняли решение создать Днепропетровский автомобильный завод. Директором завода назначили Андрея Ивановича Романова. Основу конструкторского бюро составили специалисты Горловского автомобильного завода, которых возглавил В. Грачев. Передает «Наше місто» со ссылкой на Музей історії Дніпра.

Как строили грузовики на Днепровском автозаводе (Фото)
Опытный образец бортового грузовика ДАЗ-150. 1947–1948 гг.

Как все начиналось

Местом для возведения производства должна была стать территория авиамоторного завода, строительство которого началось в начале 1940-х гг. Но не успело завершиться из-за событий Второй мировой войны.

Как строили грузовики на Днепровском автозаводе (Фото)
Опытный образец ЗИС-150 № 2 с деревянной кабиной. Москва, 1945 г

Сначала главным профилем завода должно было стать производство грузовиков ГАЗ-51. Но в следующем 1945 утверждается идея строить на ДАЗе грузовики ЗИС-150.

Как строили грузовики на Днепровском автозаводе (Фото)
Изменилась компоновка машины: кабину сдвинули на 200 мм вперед и на 50 мм вверх. Первый образец ДАЗ-150
Как строили грузовики на Днепровском автозаводе (Фото)
Как строили грузовики на Днепровском автозаводе (Фото)
Пущен в строй инструментальный цех ДАЗа. 1948 г.

Чтобы ускорить работы в 1946 году Днепропетровский автозавод был объявлен ударной стройкой республики. Сюда направили дополнительно 3000 комсомольцев. В декабре 1946 года было собрано два автомобиля ЗИС-5 и проведены их дорожные испытания. Фактически это стал первый автомобиль ДАЗа. В январе 1947 на заводе начали проектировать 4-тонный прицеп для автомобиля ЗИС-160

Как строили грузовики на Днепровском автозаводе (Фото)
Новое оперение омолодило конструкцию лет на 20–30, причем затраты на ее изготовление при серийном выпуске по сравнению с ЗИС-150 были бы уменьшены

В 1947 году на заводе была собрана первый опытный грузовик ДАЗ-150, который представлял собой довольно серьезно переработанный второй опытный образец ЗИС-150.

Как строили грузовики на Днепровском автозаводе (Фото)
В январе–феврале 1948 г. первый образец ДАЗ-150 проходил испытания в московском НАIИ с целью проанализировать изменения, внесенные в конструкцию. Положительного оказалось больше

В январе-феврале 1948 ДАЗ-150 был представлен в Министерстве и прошел короткие испытания. К концу 1948 чаша весов все-таки склонилась в пользу ДАЗ-150. Машине был дан «зеленый свет» высшим руководством страны.

Как строили грузовики на Днепровском автозаводе (Фото)
Днепропетровский седельный тягач работал в паре с 7-тонным полуприцепом модели 5100 (1-II-7), сконструированным по аналогии с ленд-лизовским Adwards, поставлявшимся со Studebaker US6. 1949 г.

Автомобиль-амфибия

В конце 1948 г. параллельно с работами над семейством ДАЗ-150 конструкторский отдел ДАЗа по заказу Министерства вооружения взялся за большую интересную работу – проектирование автомобиля-амфибии по типу американского трехосного GMC-DUKW-353. 

Как строили грузовики на Днепровском автозаводе (Фото)
Созданная в Днепропетровске амфибия модели 485 впоследствии получила путевку в жизнь на московском автозаводе под индексом ЗИС-485 или БАВ

Следующий, 1950-й, год тоже стал для завода плодотворным. С сентября по октябрь были проведены заводские и межведомственные испытания амфибии ДАЗ-485 в Крыму и на Кавказе. В испытаниях участвовали главный конструктор В. А. Грачёв, начальник лаборатории дорожных испытаний Ю. С. Палеев, ведущий конструктор E. А. Берлин, водитель-испытатель П. А. Мизинов и др. После успешного завершения испытаний два образца амфибии переданы заказчику – Министерству обороны СССР, где машинам был присвоен армейский индекс БАВ – большегрузный автомобиль водоплавающий.

Источник

Поделиться: