Коварный коронавирус не щадит никого. Октябрь 2020-го стал одним из самых трагических месяцев в истории Днепропетровского национального украинского музыкально-драматического театра им. Т. Шевченко. С разницей в 17 дней из жизни ушла пара, которая была знаковой не только для этого театра, но и для всей днепровской культуры. 2 октября перестало биться сердце актрисы и режиссера, народной артистки Украины Лидии Кушковой. 19 октября не стало бывшего директора театра, народного артиста Украины Валерия Ковтуненко.
АКТРИСА И ДИРЕКТОР
Почти все детство и юность Лидии Кушковой прошли на родине родителей — в селе Макеевка Смелянского района Черкасской области. Новая жизнь для темпераментной красавицы Лидочки началась после того, как она поступила в Киевский институт театрального искусства, который закончила в 1962 году.
Тогда же она стала актрисой Днепропетровского театра им. Т. Шевченко, на сцене которого сыграла более ста ролей. Лидия Кушковая неоднократно становилась лауреатом многих региональных, всеукраинских и международных конкурсов и фестивалей, была награждена орденом княгини Ольги III степени. Лидия Степановна была автором пьесы «Бал», музыкальной сказки в стихах «Коза-дереза», а также инсценировок «Майская ночь» по Н. Гоголю и «Кайдашева сім’я» по И. Нечую-Левицкому.
Валерий Ковтуненко больше двадцати лет проработал директором и художественным руководителем Днепропетровского театра им. Т. Г. Шев ченко. Здесь он сыграл множество разноплановых ролей, был награжден орденом «За заслуги» III степени. Параллельно с работой в театре Валерий Иванович защитил кандидатскую диссертацию по искусствоведению, занимался преподавательской деятельностью. А еще на протяжении многих лет сочинял стихи и музыку, писал песни. В 2015 году свет увидел сборник его авторских песен «Ангел небесний», а также одноименный диск. В них собрано больше двадцати его песен разных лет. Большинство из них Валерий Ковтуненко в свое время часто исполнял на радио и телевидении как в Днепропетровске, так и в Киеве.
— Здесь есть песни о родителях — «У матері над хатою», «Материнські сни», «На скронях яблунь сивина», о театре, которая так и называется «Театр», — рассказывал Валерий Иванович. — И очень много песен о любви, в которых женский образ, как правило, собирательный, хотя в некоторых есть и конкретные прототипы. Так, в композиции «Пісня про Катрусю» я вспоминаю девочку, которая мне очень нравилась, когда я учился в первом классе. А «Незабуту любов» я посвятил своей первой любви – и моя жена об этом, конечно, знает. Но и ее я в этом смысле не обидел. Для любимой супруги — актрисы и режиссера Лидии Кушковой — я написал песню «Золота багряниця садів».
ВЛЮБИЛИСЬ ДРУГ В ДРУГА В САМОЛЕТЕ
Двенадцатилетняя разница в возрасте не помешала им прожить вместе почти сорок лет, хотя их путь друг к другу был непростым. Первая жена Валерия Ковтуненко тоже была актрисой, они работали в одном театре, у них родился сын Игорь. Однако их супружеская жизнь напоминала постоянные творческие состязания — кто кого. Светлана поначалу лидировала: первой получила звание заслуженной артистки Украины, была комсомольским вожаком. В конце концов оба устали от этой гонки, семья распалась, первая супруга перебралась жить в другой город.
Лидия Кушковая тоже к началу 80-х годов осталась одна, воспитывала двоих сыновей – Сергея и Виктора. Валерий Иванович вспоминал, что их чувства зарождались робко и трепетно – оба уже обожглись в первых браках, оба боялись спугнуть свое счастье.
Лидия и Валерий не раз пересекались на сцене – играли в одних и тех же спектаклях, были и общие командировки. Валерий Иванович с улыбкой вспоминал о том, как их труппа отправилась на гастроли на север России. Тогда Лидия Степановна была ответственной за спектакль «Шельменко-денщик» и стала просить срочно, буквально за ночь выучить текст главной роли, поскольку исполнявший ее артист заболел. Валерий Иванович выполнил задание на «отлично», видимо, уже тогда чувствовал, что старается не зря. А еще во время тех гастролей шевченковцам предстоял долгий перелет в Караганду. Самолет уже подлетел к аэродрому, но все никак не мог совершить посадку. Валерий и Лидия сидели рядом: он успокаивал ее, как мог, а она почувствовала себя рядом с ним спокойно и уверенно. Несмотря на то, что Валерий был младше Лидии на двенадцать лет.
— Именно тогда я впервые посмотрел на нее, как на женщину, — рассказывал Валерий Ковтуненко. — А не как на народную артистку Украины, профорга, депутата областного совета нескольких созывов. Я, кстати, тогда еще даже заслуженным не был. Выяснилось, что у нас много общего. Мы оба родились в селе: я – в Сумской области, она – в Черкасской. Оба любили поэзию, музыку. Совпали и взгляды на жизнь, на бытовые моменты.
О наших отношениях около шести лет в театре никто не догадывался. А в 1987-м, вскоре после аварии на ЧАЭС, наш театр в числе немногих согласился отправиться на гастроли в Белоруссию. И в Гомеле под воздействием радиации, что ли, мы наконец-то решили пожениться. Свадьбу отметили скромно – наш коллектив, узнав о том, что мы расписались, был в шоке! А мы, признаюсь, намеренно все скрывали, чтобы никто не смог нам помешать быть вместе.
ОНА ПЕКЛА ЕМУ ПИРОЖКИ, А ОН ПОСВЯЩАЛ ЕЙ ПЕСНИ
Чего только не было на их жизненном и творческом пути. В 1990 го ду Ковтуненко и Кушковая ушли из театра им. Т. Г. Шевченко – она стала художественным руководителем, а он – директором творческого объединения «Воля». Вместе они сняли 12 художественных видеофильмов, в которых играли различные роли, исполняли песни, написанные Валерием Ивановичем. Параллельно работали в собственном театре-студии.
Четыре года спустя Ковтуненко вернулся в украинскую драму – уже в качестве директора, вскоре туда же пришла работать и его супруга. С тех пор оба они целиком и полностью принадлежали не только друг другу, но и театру. Хотя Лидия Степановна, как настоящая женщина, успевала все. Она прекрасно готовила, особенно, по словам Валерия Ивановича, ей удавались борщ, вареники, пирожки. Ими она часто баловала мужа. А он в ответ дарил ей свою любовь. И, конечно, песни. Вечная вам память, Лидия Степановна и Валерий Иванович!