Skip to content

Парковки в Днепре: из коррупционной кормушки в инструмент для развития города

Евгентий Гольдман

Евгентий Гольдман

Парковки в Днепре стали одним из главных инструментов популизма перед выборами. Кандидаты наперебой спекулировали на столь острой теме для водителей, напрочь забыв, как они работали в Днепре всего 10 лет назад. Правда ли, что ВСЕ парковочные места в Днепре были бесплатными? Кто годами наживался на водителях города и кто так не хочет упускать коррупционную кормушку старого образца, расскажет корреспондент «Наше Місто».

Как в Днепре появились платные парковки

Современный облик Днепра проектировался и развивался в послевоенное время, когда количество автомобилей едва ли превышало пару тысяч штук. Ширина и пропускная способность улиц с тех пор абсолютно не изменились. Чего не скажешь о количестве машин. Помимо тысяч единиц общественного транспорта, полицейских авто, карет скорой помощи и спецтехники, по городу колесят ещё около 180 тысяч автомобилей. Не считая жителей Днепропетровской области, которые не живут в Днепре, но регулярно приезжают в город на заработки.

Разумеется, эта цифра растет с каждым годом. В случае, если количество автомобилей превысит рассчитанную пропускную способность, транспортная система Днепра даст сбой, а движение станет. Логично, что, прибыв на место, водителю нужно припарковать автомобиль. За неимением специально оборудованных парковочных комплексов, которые проектировались и строились вместе с ростом спроса на автомобили в 70-80 годы в странах Европы, водители в Днепре парковались в крайнем ряду проезжей части, на тротуарах и даже на газонах. Тем не менее, автомобиль по-прежнему занимал кусок городского пространства, нагружая его.

Особенно остро вопрос с перегрузкой дорог обстоял в центре города. Ежедневно сюда на работу едут десятки тысяч горожан. И пока одни прибыли на работу, оставив свое авто прямо под офисом, другие не могут проехать по улице из-за внушительных пробок.

Решение нашлось быстро. В двухтысячных годах в Днепре начали работу платные парковки. Городской совет Днепропетровска предоставлял частным компаниям участок земли, право оборудовать и взымать оплату за пользование паркоместом. Взамен компания платила налоги в бюджет города. Впрочем, лишь на бумаге.

Как Загид Краснов «подмял» под себя схему с парковщиками

В преддверии первого тура местных выборов в Днепре, кандидат от партии «Громадська Сила», одиозный бизнесмен из лихих 90-х Загид Краснов принялся в присущей ему манере критиковать и спекулировать на теме парковок в Днепре. В частности, он заявлял, что парковки в Днепре должны быть бесплатными, совершенно позабыв, как во второй половине нулевых плотно присел на поток денег с сотен парковок по всему городу.

Как сообщалось ранее, в 2006-м году Блок Павла Лазаренко получил большинство в горсовете Днепра, которое и возглавил Загид Краснов. Большинство Лазаренко быстро распространило свое влияние на все сферы городского хозяйства. Не обошло пристальное внимание расчетливого Краснова и такую перспективную его часть, как парковки.

С 2006 года Днепр наводнили тысячи не совсем понятных персонажей в серых курточках с засаленными бейджиками. Хамовитые, часто нетрезвые ребята, в буквальном смысле собирали дань с водителей. Стоимость парковки была сугубо индивидуальной. Парковщик мог назвать сумму в 5 гривен, а мог и в 10. Все в зависимости от расположения и дня в году. Например, перед праздниками, когда все стремятся закупится подарками и продуктами, ставка могла вырасти в несколько раз.

Бизнес был особенно удобен, потому что оплату за парковку фирмы получали в наличных. В связи с этим оценить реальную прибыль, а равно оплатить налог и пополнить бюджет города было попросту невозможно. Тем не менее, для каждой «точки» выставлялась фиксированная ставка, которую нужно было в конверте занести «нужному человеку».

На протяжении нескольких лет Краснов контролировал весь парковочный бизнес в Днепропетровске. В этом ему помогали его коллеги по партии – Игорь Сухов и Александр Гаврилов.

По словам экс-начальника Управления транспорта горсовета Валентина Мовчана, для наведения порядка с городскими парковками в 2007 году был создан конкурсный комитет, который некий Сергей Ченчевич, который тогда был депутатом горсовета. Кроме него в комитет вошли и другие депутаты   – Александр Гаврилов и Игорь Сухов. Но спустя 3 года работы комитета количество жалоб на парковщиков не уменьшилось, а наоборот – возросло.

«Контроль за деятельностью комитета со стороны общественности возложили на общественную организацию «Громадська сила», которая и должна была, по идее, навести порядок с городскими парковками. Однако жалобы на противоправные действия парковщиков продолжались вплоть до недавнего времени. Я подготовил постановление о приостановке деятельности комитета, потому что со своими задачами он не справлялся. Нарушений было множество, но самое серьезное – у них отсутствовали схемы организации дорожного движения в районе парковок. А это напрямую влияет на безопасность движения водителей и пешеходов», – рассказывал Валентин Мовчан.

По его словам, в отношении большинства из 60-ти нелегальных парковок прокуратура неоднократно выносила предписания, но всякий раз они уходили от ответственности. Александр Гаврилов на многочисленные письма правоохранителей отвечал, что все проблемы с нелегальными парковками устранены, хотя они работали в открытую, не имея соответствующих документов.

«Возникает вопрос: где «Громадська сила», которая должна контролировать работу парковщиков? И кому идет прибыль от этого бизнеса, если она не идет в бюджет? Доходило до того, что на парковках, которые «контролировала» «Громадська сила», с водителей брали не по 2 грн за час парковки, как положено, а по 4 и даже 5!» – говорил в 2010 году Валентин Мовчан.

Ожидаемо, что часть заработанных денег уходила не в бюджет города, а в карманы ушлых дельцов. В то же время в бюджет поступали сущие копейки, которые подавали в налоговых отчетах.

Из коррупционной кормушки в инструмент для развития города

Все изменилось после 2015 года, когда новая власть вернула парковочные площадки в собственность города, «попросив» парковщиков «на выход». А зимой 2019 года в городе начала работу инспекция по контролю за парковками. Кроме всего прочего, инспекторы следят за соблюдением ПДД Украины по части парковок. По-хорошему этим должна заниматься полиция, но в таком случае, вместо поимки преступников, патрульные будут вынуждены часами стоять возле автомобилей, ожидая, когда пройдут те самые 15 минут, чтобы выписать штраф.

Всех водителей поставили в равные условия, полицию «освободили» от лишней работы, а дороги и тротуары от настоящего хаоса. Автомобили, которые грубо нарушают правила дорожного движения и мешают проезду транспорта или пешеходам подлежат эвакуации. Пассажирам трамваев больше не нужно ждать, пока владелец условного «лексуса», бросивший свою колесницу прямо на трамвайном полотне, закончит все свои дела в торговом центре и уберет машину.

На сегодняшний день платные парковки в Днепре работают на благо города. В рамках концепции «Единого парковочного пространства» в городе функционируют 140 парковочных площадок, которые расположены исключительно в центральной части города.

Казалось бы, простой механизм оплаты за парковочное место решает сразу несколько важных задач. Во-первых, платные паркоместа в центре позволяют разгрузить центральную часть Днепра от тысяч автомобилей. Во-вторых, уходившие в карманы миллионы гривен теперь напрямую поступают в бюджет Днепра. Эти деньги могут работать на развитие инфраструктуры, дорог, городского пространства. Оплата за парковку производится в безналичной форме. Каждую копейку можно отследить, узнав, куда, а главное – на что она пошла.

Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра

Метки: 

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: