Комфортный транспорт вместо убитых «скотовозок»: как транспортная система Днепра восстала из пепла

Евгентий Гольдман
    -

Развитие транспорта и транспортной инфраструктуры в Днепре идет полным ходом. Коммунальщики восстанавливают трамвайные линии, в городе открываются новые маршруты, а вместо «убитых» скотовозок на работу и домой днепряне ездят на комфортных автобусах большой вместимости. И люди уже воспринимают это как должное, забыв, как ездили 5-7 лет назад. Во второй половине нулевых, засилие маршруток-скотовозок превратило транспортную сеть Днепра в руину. Ушлые дельцы искусственно вогнали жителей города в зависимость от частных перевозчиков, фактически уничтожив систему электротранспорта.

Как Днепр заполонили скотовозки

С развалом Союза, в 90-х годах состояние общественного транспорта в Украине в целом и в Днепре в частности значительно ухудшилось. Учитывая остановку крупных предприятий, массовую безработицу и падение доходов граждан, прибыль транспортных предприятий существенно упала. Разумеется, о централизованной системе обновления подвижного состава, покупке новых трамваев, троллейбусов и автобусов пришлось забыть.

К началу двухтысячных, автотранспортные предприятия, которые в условиях всеобщей капитализации заменили автобусные парки, стали переходить на транспорт «нового поколения», — маршрутки. Подавляющее их большинство представляли из себя переделанные из грузовых фургонов «скотовозки». Техническое состояние этих самых фургонов оставляло желать лучшего. Убитые салоны, прикрученные прямо к полу сидения, и, конечно же, отваливающиеся на ходу колеса. К слову, до того, как стать маршруткой, фургон зачастую «откатывал» любые мыслимые и немыслимые ресурсы. Пробег такой техники достигал свыше полумиллиона километров. Ни о комфорте, ни о безопасности не могло быть и речи. В случае ДТП, пускай даже самого незначительного, пассажиры рисковали получить серьезные травмы.

Отдельно следует отметить, что такой транспорт попросту не мог пройти законную сертификацию. Владельцы АТП платили взятки направо и налево за возможность заработать денег на пассажирах. Маршрутная система в Днепре превратилась в огромную коррупционную схему. Разумеется, не без помощи тогдашнего руководства города.

Транспортная сеть Днепра оказалась уничтожена

Как сообщалось ранее, во второй половине двухтысячных, большинство в горсовете Днепра взяла партия Павла Лазаренко, которую возглавил Загид Краснов. Очень быстро одиозный бизнесмен из 90-х нашел подход к каждой сфере городского хозяйства. Транспорт, как особо прибыльную сферу, он также не обошел вниманием.

С 2006 года количество маршруток в Днепре росло в геометрической прогрессии. Вместо развития доступного и комфортного электротранспорта, Краснов привлекал на городские маршруты все больше и больше скотовозок. Причин этому сразу несколько. Во-первых, прибыль АТП получали в наличке. Наличные деньги крайне трудно посчитать, а поэтому вместо налогов в бюджет города, маршрутчики несли долю прямо в карманы партнеров Краснова по партии. Во-вторых, разрешить маршрутчикам обслуживать маршруты и попутно собирать с них долю, — гораздо проще и дешевле, чем поддерживать электротранспорт.

В частности, трамвайные и троллейбусные линии нуждаются в регулярном обслуживании. Ремонт электротранспорта требует привлечения квалифицированных специалистов и самое главное, — он убыточен. Для желающего нагреть свои руки на коррупционных потоках, неприбыльные трамваи и троллейбусы не представляют никакого интереса. Вместе с тем, электротранспорт в Днепре пришел в упадок. За годы без обслуживания, трамвайные колеи износились практически на 90%, и с 2006 по 2010 в Днепре исчезли несколько популярных маршрутов.

Например, столь популярный для жителей ж/м Парус троллейбусный маршрут оказался фактически уничтожен. Силовые кабели срезали, и вдоль набережной остались только ржавые столбы линии электропередач.

Хаос в транспортной сети Днепра продолжался до 2010-х. После того, как Краснов проиграл выборы мэра, большинство в горсовете заняли регионалы. С приходом к власти последних на транспортную сеть Днепра обратили внимание. АТП получили какие-никакие дотации. Кроме того, по губернаторским программам, вместо рассыпающихся на части спринтеров на дороги вышли новенькие (на тот момент) «Руты». Впрочем, все это было лишь временной мерой.

Современному Днепру – современный транспорт

В 2015 году после переформатирования власти, в Днепре системно начали решать накопившиеся за десятилетия проблемы транспортной сети. От повсеместных ремонтов изношенного за долгие годы трамвайного полотна до открытия новых долгожданных маршрутов.

Что же касается развития электротранспорта, то на него горсовет не жалеет ни сил, ни бюджетных денег. В 2017 году практически с нуля в Днепре восстановили троллейбусный маршрут на жилмассив Парус. В 2018-м – на ж/м Сокол, в 2019-м – на ж/м Солнечный, в 2020-м – на ж/м Приднепровск.

В августе 2019 года городские власти Днепра приняли решение привести в порядок тот хаос, который годами творился в маршрутной сети Днепра. Ежедневно общественным транспортом пользуются около 620 тысяч человек. Именно маршрутки перевозят 60% всех пассажиров в Днепре.

Было принято решение заменить «уставшие» микроавтобусы – автобусами повышенной вместимости. В будущем, такое понятие, как «маршрутка» должно будет отойти в историю. Автобусы первого класса должны соответствовать определенным требованиям, — хорошее техническое состояние, наличие кондиционера, и конечно же большое количество сидячих мест с комфортными креслами.

За первые 9 месяцев на маршруты вышло свыше 150 больших автобусов. Их общее количество выросло в 3 раза. Несмотря на карантинные ограничения, городские власти приложили максимум усилий, чтобы запустить автобусы большой вместимости на как можно большее количество маршрутов. С открытием границ летом 2020 ещё около 60 автобусов пополнили автопарк.

Программа «Смерть маршруткам», согласно которой должны полностью обновить подвижной состав городского транспорта, продолжается в Днепре и по сегодняшний день.

Поделиться: