2020 – год математики в школе

Редакция "Наше мiсто"
    -

Год математики в школе был объявлен в этом году по инициативе Министерства образования Украины. В нем будет сделан акцент в обучении математическим дисциплинам, а также ВНО по этому предмету теперь стал обязательным к прохождению.

В этой статье мы рассмотрим такие вопросы, как:

  1. Почему 2020 год объявлен Годом математики?
  2. Как развивается логика у детей?
  3. Есть ли у детей мотивация учить математику?
  4. Помогает ли ВНО повысить уровень знаний?

Почему 2020 год объявлен Годом математики

Многих ребят, которые считают себя гуманитариями, и родителей, которые настроены отдавать своих детей на технические специальности, такое положение вещей очень смутило. Министерство же ответило, по каким соображениям было принято подобное решение. В 2018 году наши школьники участвовали в Международном оценивании качества образования и показали весьма неутешительные результаты.

Хоть в тестировании были не только задачки по математике, но и по другим направлениям, наши педагоги вполне объективно приняли решение сделать данный предмет основным, так как он сильнее всего способствует развитию логического мышления.

Однако так ли все однозначно? Проблемы начинают появляться, когда мы поднимаем современные исследования о работе мозга и вообще о том, с какими проблемами он столкнулся в нашей перенасыщенной информационной среде.

Как развивается логика у детей 

В прошлые годы родители привыкли «пичкать» детей наибольшим количеством кружков, так как это был единственный способ стимулировать интенсивное развитие у ребенка. Однако времена поменялись. Ранее задействовался естественный механизм активной нейропластичности, то есть высокой обучаемости у детей до 16 лет.

Дальнейшие исследования показали, что, если не заканчивать весь процесс обучения школой, а продолжить стимулировать интеллект своего чада, то эффект нейропластичности остается до 21 — 25 лет. Таким образом стало популярное высшее образование, включая растянувшийся подростковый возраст. Да, раньше это работало, да и сейчас работает, если у индивидуума нет неограниченного доступа в интернет.

Фраза “это все твои интернеты” стала уже крылатой, но насколько это правда? По идее, молодое поколение теперь обладает неограниченным доступом ко всем знаниям и опыту человечества в мгновение ока, да еще и в очень структурированной форме. Но Сеть породила фейсбук, инстаграм и тик-ток со своими свайпами и короткими постами. Короткими относительно классической литературы. И дело тут не в том, что книги делают нас умнее.

Существует гормон удовольствия — дофамин, который уже у всех на слуху, и выделяется он каждый раз, когда мы выучиваем что-то новое, как награда. Так вот, раньше студенту приходилось часами, днями и неделями что-нибудь зубрить для того, чтобы у него появилась хоть капелька этого стимулятора, когда у современного школьника доза выделяется каждые десять секунд, после каждого прочитанного поста.

И так аккуратно мы подобрались к проблемам современного общества. Функциональная неграмотность — это когда человек не понимает смысла прочитанного. Казалось бы, редкая глупость, но статистика свидетельствует, что в наших школах от 40 до 60 % учащихся страдают данным расстройством. О какой математике может идти речь, когда они не понимают условия задачи?

Кульминацией оказывается новый диагноз — псевдодибилизм. Когда человек думает, что он эрудирован, но знает все поверхностно и по чуть-чуть, так как не обладает сложными ментальными конструкциями. Проще говоря, когда ребенка просят решить простое уравнение, а он рассказывает, что он вконтакте видел доказательство того, что 4 равно 5. А уравнение так и не решил.

Есть ли у детей мотивация учить математику? 

Современное пространство ребенка окружено десятками цифровых устройств, которые считают все за него. И если раньше дети не талантливые к математике, хоть обязывали себя научиться считать деньги, то сегодня Пэй Пас решает все беды повальной «дискалькулии».

Развивать логику нарочно ребенок вряд ли захочет, поэтому эксперты предлагают решать проблему «математической неспособности» в корне, а не косвенно. Были проведены исследования, в которых детей учили не считать, а читать текст, а дальше пересказывать его и объяснять, о чем он. То есть учителя напрямую решали вопрос функциональной неграмотности.

В итоге первый математический тест первая группа провалила, но через год уже догнала и обогнала сверстников, которые шли по стандартной программе.

Педагоги уже давно нарекают на систему образования за сверхустаревщий подход, так как школьная программа была разработана еще для задач мануфактуры и заводов, чтобы рабочий мог оставить роспись и прочитать инструкцию к станку. А не для того, чтобы конкурировать за право под солнцем с искусственным интеллектом, который наступает на пятки.

Безусловно, детям тяжело в текущей системе образования придумать достойную мотивацию, так как со счетом прекрасно справляются компьютеры. А человека нужно научить быть человеком, что мы пока делать еще не научились.

Помогает ли ЗНО повысить уровень знаний? 

Последним рубежом, который мотивирует детей выучить математику, по мнению чинуш из Министерства образования, является ВНО. Но спросите у любого школьника последних классов или студента первого курса совет, как нужно сдавать ВНО, — и он вам ответит, что нужно только научиться решать тесты и все. То есть все знают, что реальное обучение с прохождением данного экзамена давно не имеет ничего общего, а заставлять потенциального литератора или языковеда решать интегралы для поступления — затея вообще сомнительная.

boy exercise math on school board
Поделиться: