Skip to content

Наш второй дом: для тысяч переселенцев таковым стал Днепр

Для тысяч переселенцев таковым стал Днепр. Новости Днепра

Скажете, в 45 человеку несвойственно меняться? Ну это смотря какие декорации выстроит вокруг тебя судьба. Шесть лет войны вместили в себя столько событий, сколько, пожалуй, не было в моей жизни предыдущие лет двадцать.

1 марта 2014 года — эту дату не забуду никогда. В первый день весны в моем маленьком, патриархальном и таком удобном во всех смыслах Свердловске, городке в Луганской области, на улицах синхронно взметнулись российские флаги, а на высотных зданиях появились кадыровские снайперы. Но понимание того, что события принимают необратимый характер, пришло лишь в мае, когда вооруженные люди без опознавательных знаков захватили погранзаставу. Буквально через день украинской армии в Свердловске не стало, и следом из него исчезло все украинское. А на флагштоке здания городского совета вместо сине-желтого появился флаг города. Не мифической «Новороссии», не «ЛНР». Как будто Свердловск застыл в ожидании конца этого странного действа. А оказалось, это было только начало.

Здесь люди, которым есть дело до чужой беды

В то время я радовалась только одному: в 2014-м дочь закончила школу и получила аттестат украинского образца — мы успели это сделать. Но вместо того чтобы сдавать ВНО на соседней улице, пришлось выбирать город в спокойной Украине. Практически без вариантов это был Днепр, тогда еще Днепропетровск.

О чем я думала в поезде, когда под мерную канонаду орудий на луганском Камброде мы уезжали на запад? Уж точно не о том, что это дорога в один конец. У нас даже был обратный билет через две недели – он до сих пор лежит в кармашке кошелька. Много раз собиралась выбросить, и не могу. Как будто это окончательно убьет надежду когда-нибудь попасть домой.

А тогда, в 14-м, мы еще не знали, что скоро поезда в этом направлении вовсе перестанут ходить, да и в целом возвращаться будет некуда. Надежда на то, что вот-вот все станет так, как и раньше, еще жила. И дорога не казалась такой тягостной. И мысли о том, где жить, пока мы будем в Днепре, путались с мыслями о работе, которую нужно будет доделать по возвращении. Но первый звоночек, что теперь все иначе, прозвенел, когда поезд проезжал Межевую – железнодорожную станцию на границе Днепропетровской и Донецкой областей. Впервые за последние месяцы я увидела украинский флаг и заплакала: «Я дома!»

С Днепром я распрощалась в 1995-м – закончила местный университет и, откровенно говоря, совершенно не думала, что когда-то вернусь. Но получилось иначе.

Для тысяч переселенцев таковым стал Днепр. Новости Днепра

В памяти жил город образца 90-х – тихий, спокойный, пожалуй, даже равнодушный. А встретил меня совершенно другой Днепр — деятельный, сильный, живой и реально украинский. Украинские флаги — в каждом доме на окнах и балконах, украинская речь и колонны украинской военной техники. Помнится, когда появился ролик «Повертайтесь живими» о военнослужащих ВСУ – его часто транслировали на большом экране днепровского «Пассажа», могла специально приходить сюда, чтобы еще и еще раз увидеть его.

Но это было позже, уже в 2015-м. А через месяц после приезда в Днепр стало понятно: мы здесь надолго, значит, нужно искать работу. Отправилась по адресам редакций, найденным в Интернете. В первой услышала: «Оставьте координаты», второй оказалась редакция газеты «Наше місто». Именно тут с августа 2014-го и до осени 2017-го я проработала журналистом.

Днепр для меня — город, где живут люди, которым есть дело до чужой беды. Когда хлынул поток переселенцев с востока, именно тут создали уникальный центр «Допомога Дніпра» — место, где можно было найти кров, еду, одежду, просто поддержку. До сих пор не представляю, как его волонтеры справлялись. Нет, не с огромным количеством обращавшихся за помощью, а с психологической нагрузкой, фактически став первыми, кто принял на себя волну горя, отчаяния и даже ненависти тех, кто бежал от войны.

Мне повезло – Днепр принял меня сразу, так что столкнуться с серьезными проблемами мне не пришлось. Ни с жильем, ни с работой, ни с дефицитом общения – круг друзей и знакомых, с которыми одинаково смотришь на мир, быстро вырос до сотен людей. Этот город будет всегда родным и за то, что подарил знакомство с волонтерами, помогающими нашей армии. За возможность быть сопричастной к этой сфере. Через шесть лет после начала войны я часто слышу: «Люди устали, нет ресурса помогать». Но это не о Днепре. Может, потому что до фронта отсюда – рукой подать?

Україна вітає Дніпро. Новости Днепра

Встреч с украинскими военнослужащими было много, но больше всех запомнились Руслан «Вжик», потерявший пальцы на руке, но несмотря на это добившийся возвращения на фронт, и Андрей с позывным «Эверест» – высоченный, сильный и такой по-детски растерянный, когда пришел в отпуск и впервые за долгое время увидел родных.

Поездки на восток – еще одна грань моей жизни, за которую я благодарна Днепру. Вместе с волонтерами я побывала в Авдеевке, Торецке, Очеретино, Водолазском и еще десятке населенных пунктов, по которым война прошлась полной мерой. Разрушенные дома, разбитые окна, отметины от траков на асфальте и страх в глазах людей – тяжелые воспоминания. И в то же время – бойцы, рядом с которыми чувствовал себя спокойно и уверенно, несмотря на звуки канонады. И надежда, что все будет хорошо.

Постепенно Днепр стал для меня таким же родным, как Свердловск — узнаваемым и уютным, привычным и родным. Дав возможность вновь поверить в людей и главное — в себя. Настолько, что даже неожиданный переезд в Киев уже не смутил и не напугал.

Вообще-то Киев, как и Днепр, тоже уже был в моей жизни – 20 лет назад. Здесь мы жили несколько лет, тут родилась моя дочь. Когда она поступила в один из киевских вузов, стало понятно, что жить на два города не получится. И мы вновь переехали.

И опять все сначала: поиск работы, жилья. Было сложнее, больше всего проблем, конечно, с работой. И тут, кстати, помог все тот же Днепр: первую должность я нашла по рекомендации днепровских журналистов.

Почему днепряне считают родной город лучшим в мире

Киев тяжело выдержать из-за постоянной гонки. А еще из-за того, что здесь регулярно приходится делать выбор между материальным благополучием и желанием делать то, что нравится. И не всегда выбор в пользу последнего.

Но вот чему я научилась за шесть лет войны, так это уверенности в том, что для перемен не бывает неподходящего возраста и времени. Где я буду завтра, неизвестно. Доказано Донбассом. Просто буду, этого достаточно. И выживу везде, потому что всегда найдутся люди, которым можно доверять. Доказано Днепром.

Город, где чувствуешь себя настоящим

Дончанка Наталья Мутык, как и многие переселенцы, переехала сначала на Днепропетровщину, а потом, летом далекого 2014 года, в Днепр. Далекого не потому, что прошло много лет, а потому что в них вместилось такое количество событий, что кому-то хватило бы, пожалуй, на целую жизнь.

— В Донецке мы жили практически в эпицентре событий, а у меня – две маленькие дочки, так что думать долго не пришлось, собрались и уехали, – вспоминает она.

Сначала жили в Павлограде, примерно через год муж Александр нашел работу в Днепре, семья уехала туда. И ни разу не почувствовали себя чужими, хотя от переселенцев в других городах слышали, что ситуации бывали разные, и не очень приятные в том числе.

— Кстати, детей у нас уже было трое, – улыбается Наташа. – Дочери Дарья и Кристина и младший Артем – уже не дончанин, а уроженец Днепропетровской области.

В Донецке она не была с 2014 года и говорит, что возвращаться туда уже не хочет. «Есть ностальгия по городу, хочется пройтись по знакомым улицам, увидеть старых знакомых, — делится Наталья. — Но не более, возвращаться и начинать все сначала я точно не готова».

Для тысяч переселенцев таковым стал Днепр. Новости Днепра

Тем более что на новом месте все складывается очень удачно. К примеру, Александр начал работать на себя, хотя в Донецке об этом даже не думал, просто трудился бригадиром. А Наташа, провизор по образованию, проработавшая несколько лет заведующей аптекой, в Днепре неожиданно для себя увлеклась плейбек-театром.

— Это театр импровизаций, который оказался для меня очень ресурсной штукой, – поделилась она. – Я развиваюсь, вижу свой путь в этом. Сначала просто была актрисой, а с нынешнего года мы с партнерами открыли студию плейбека «Диалог». Я даже не могу сказать, что это бизнес, скорее, любимое увлечение. Открылись мы перед самым карантином, но пережили его (тоже своего рода чудо) и сейчас с новыми силами продолжаем этот путь.

По словам Натальи, плейбек-театр сильно изменил ее. «В плане эмоциональности, эмпатичности — все эти качества усилились многократно, — говорит она. — Сложно объяснить. Просто чувствуешь себя настоящим! Плюс для меня это колоссальная подпитка энергии». И за это я очень благодарна Днепру. Он для меня – принимающий, дающий возможности, трансформирующий. Мой город!»

Днепр дал легкий старт

Светлана Лукьянченко приехала в Днепр из Луганска летом 2014 года, когда в ее родном городе началась война.

— Почему именно в Днепр? Позвали друзья, я и приехала, как тогда думала, к подруге на недельку, – рассказывает она.

Первые впечатления о городе остались со Светланой на всю жизнь.

— Поезд из Луганска в Днепр приходил летней ночью, — вспоминает она. — Первые минуты на вокзале дали мне яркое впечатление теплой безопасной ночи в чудесном городе, так я это и запомнила.

Несмотря на то, что Светлана оказалась в чужом городе одна с двумя детьми (муж Андрей приехал только в 2015 году, до этого работал в Лисичанске спасателем), старт в Днепре оказался удивительно легким.

— Моим сыновьям Ростиславу и Владиславу на тот момент было девять лет и девять месяцев. Мы оказались под опекой одного из днепровских меценатов, который взял на попечение десять мам с детьми, — рассказывает она. — Нас поддерживали, обеспечивали и питанием, и всем необходимым.

По воспоминаниям Светланы, 2014 год в Днепре был для нее временем чудес.

— Я не встретила ни одного плохого человека, мне все помогали, понимали, вникали, — делится она. — И морально, и с одеждой, потому что мы реально выехали с одним пакетом, а в нем, условно говоря, два сарафана на лето и все. И город, и люди нас приняли душевно. Я даже квартиры, как многие переселенцы, не меняла – как поселились у одних хозяев, так и жили все время.

В начале 2015-го Светлана устроилась на постоянную работу, и тогда пришло понимание, что в Луганск она больше не вернется. Днепр подарил ей и новую сферу деятельности.

Для тысяч переселенцев таковым стал Днепр. Новости Днепра

— На Донбассе я работала школьным завучем, а здесь познакомилась со другими переселенцами, вместе мы создали в мае 2015 года общественную организацию «Сила майбутнього», — рассказывает Светлана. — Это было мощное движение, мы реализовали много проектов, жизнь завертелась, и возвращаться в Луганск уже вообще не было смысла.

Позже освоила профессию проект-менеджера, ивент-менеджера. Училась, готовилась, повышала уровень.

— Сейчас я организатор праздников, фестивалей, — рассказывает она. — Это интересный вид деятельности, вокруг меня всегда люди, которые стремятся к развитию, хотят что-то поменять в жизни, общественные активисты. Это совсем другая жизнь, яркая и насыщенная, и она мне нравится.

Есть у Светланы еще один проект – детский сад — центр детского развития «Территория позитива».

— Вдохновил меня на это младший сын, — делится она. — Когда мы приехали в Днепр, он был совсем маленьким. Мне очень хотелось, чтобы он пошел в детский сад с прогрессивными методиками, демократическим воспитанием. Поэтому мы вместе с днепровскими педагогами открыли этот центр. Он работает до сих пор.

Украина поздравляет Днепр. Новости Днепра

А вот любовь к фестивалям у Светланы еще с Луганска. «С 2011 года там начало развиваться фестивальное движение, появились такие мероприятия, как «Нипата», «Жизнь как чудо». На них я познакомилась с днепрянами, моими нынешними партнерами Станиславом Шапошниковым и Романом Кандибуром. С 2015 года мы организуем с ними этно-культурный фестиваль «Сяйво», который проходит в Днепре дважды в год. Они стали для меня такими светлыми проводниками в этом городе».

Единственное, что еще связывает семью с Донбассом, это родители. «Конечно, мы видимся, хотя раньше я ездила в Луганск чаще, примерно раз в год. Дальше меньше – раз в два года. Теперь в основном родители приезжают к нам», — говорит она.

Сыновьям Светланы уже пятнадцать и шесть лет, они ощущают себя настоящими днепрянами. Впрочем, Светлана с мужем тоже.

— Никогда бы не согласилась переехать в другой город, даже если бы предлагали лучшие условия, — убеждена она. — Днепр стал нашим вторым домом, здесь у нас есть все для жизни – дом, уют, друзья, интересная работа и любимый город».

Автор Наталия Адамович

Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: