Компьютер учит, учитель ждет: плюсы и минусы обучения онлайн в Днепре

Мария Матюшкина
    -
Плюсы и минусы дистанционного обучения в Днепре

Пойдут ли дети 1 сентября в школы? Из-за усиления карантина в отдельных регионах Украины образование там может стать дистанционным. У такой формы обучения есть свои поклонники и противники. В период жесткого карантина с марта по май все без исключения украинские школы перешли на онлайн-обучение. Несмотря на то, что в МОН заявляли об их автономности в вопросе организации формы учебного процесса в этот период. В то же время министерство обязало педсоветы ориентироваться на государственные образовательные стандарты, программу и учебный план. После карантина школьников перевели в следующие классы, а выпускникам выдали документы об образовании. Кроме того, в начале апреля для учеников 5—11-х классов стартовал проект «Всеукраинская школа онлайн» — уроки по одиннадцати предметам, которые по расписанию транслировались на украинском ТВ и в YouTube, передает «Наше місто«.

ПОЧЕМУ ЭТО ХОРОШО

Карантинный опыт показал, что, используя Гугл-поиск, школьники способны самостоятельно учиться. Причем как в рамках общеобразовательной программы школы под руководством учителей, так и по любым другим интересующим ребенка темам.

Доступность информации в Сети в любое время, в любой точке и в любом виде (тексты, видео, инфографика, аудиофайлы) – несомненный плюс. Удобно и то, что для доступа к этой информации тратится совсем не много времени. То есть процесс обучения онлайн быстрее, и не нужно тратить время на дорогу.

Среди положительных сторон такого обучения и то, что ученик, осваивающий материал, находится в удобном для него пространстве, где никто не мешает. Это близко интровертам и детям, испытывающим трудности с концентрацией. График обучения ученик составляет сам, получая доступ к демонстрационным очным материалам. Последнее облегчает процесс особенно тем, кому сложно воспринимать и запоминать материал на слух.

Плюс еще и в том, что ребенок может возвращаться к пройденному материалу. Он не ограничен в подвижности, не испытывает системного психологического давления взрослых. Ну и, наконец, обучение на дому безопаснее для детей и дешевле для родителей.

Светлана КУЛЬБАЧ, директор днепровской СОШ №134: «Есть дети, которым сложно работать в группе, дома проще, — говорит директор. — Их немного, около пяти процентов, но именно им дистанционное образование очень подходит. Таким ребятам некомфортно в классе, они с трудом адаптируются в коллективе, быстрее устают. Также есть семьи, в которых проживают пожилые родственники, находящиеся в группе риска Covid-19. Родители учеников, проживающих в таких семьях, обычно не против, чтобы дети учились дома, их процент гораздо выше. Осваивать образовательную программу вместе с детьми готовы и родители учащихся по программе «Интеллект Украины», поскольку она отлично прописана».

И ПОЧЕМУ ПЛОХО

Японская мудрость гласит: один день общения с замечательным учителем стоит больше, чем тысяча дней работы с учебником. По мнению учителей, продолжительный и системный контакт ученика с учителем, другими школьниками и окружающей средой определяет уровень социализации ребенка и крайне важен для его общего развития.

Еще один важный минус онлайн-образования – отсутствие мотивации и навыков к освоению материала у первоклассников. Психологи утверждают, что способность самостоятельно осваивать новые знания есть только у 10–15 процентов детей. Формат удаленного обучения лишен инструмента контроля знаний и сопряжен с трудностями по мультимедийному обеспечению как учеников, так и учителей. Ведь далеко не каждая украинская семья, в которой воспитывается не один ребенок, обеспечена несколькими компьютерами или другими гаджетами.

Дистанционка также лишает учеников доступа к предметам материально-технического обеспечения учебного процесса и возможности наглядно изучать естественные науки (колбы, пробирки, реагенты). Что касается родителей, они вынуждены уделять больше времени проверке домашнего задания и даже помогать детям с ним. К минусам родители также отнесли отсутствие электронного дневника и журнала, единого стандарта и онлайн-платформы для обучения в классе/школе/стране с доступом к учебным материалам и инструменту контроля за приобретенными знаниями.

Станислав ПОЛУШКИН, директор днепровского УВК №139: «Несмотря на коронавирус, мы готовы обеспечить безопасность ученикам, — говорит директор. — Мы освоили дистанционную форму, но онлайн-обучение не позволит охватить сто процентов учеников. Это связано с разными техническими возможностями – в семье может быть несколько детей, а компьютер один. Качественно охватить можно 60—70 процентов школьников. Также сложно обеспечить всех учителей техникой. Если говорить о компьютерах, они есть у каждого, а вот с веб-камерами сложнее. Для высокого качества видео онлайн-уроков ими нужно обеспечивать наших педагогов. Да и в целом качество дистанционного образования всегда будет ниже из-за отсутствия прямого контакта учитель—ученик».

ДОСТИЖЕНИЯ ДНЕПРА В ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИИ

Школы города использовали в работе 277 сервисов, мессенджеров и групп: Google Classroom — 61, Microsoft office 365 — 60, Zoom — 9, Viber — 147. Также прошли курсы по образовательным платформам Prometheus, Coursera, ILearn. Многие учителя получили сертификаты об онлайн-обучении. Кроме того, Днепр стал единственным городом Украины, где создали онлайн-видеоуроки (более 500) по всем базовым предметам. 167 педагогов из 73 учреждений общего среднего образования приняли участие в телепроектах Бориса Филатова «Школа онлайн». Мэр выступил автором программы об истории родного города для школьников. Цикл онлайн-занятий содержал несколько выпусков, посвященных отдельным темам: «Днепр – город возможностей», «История основания Днепра», «Днепр во Второй мировой», «Отец космической мечты Днепра».

«Введение карантинных ограничений, вынужденный переход на дистанционное обучение обнажили проблемы организационного плана, технического обеспечения учебных заведений, неготовности педагогов, учащихся и родителей к такого рода коммуникации, — отметил городской голова Борис Филатов. — Все это, естественно, не могло не сказаться на качестве образования детей. Вместе с тем по итогам учебного года среди выпускников количество тех, кто сдал ВНО на максимальные 200 баллов, увеличилось почти в два раза, по сравнению с прошлым годом».

В новом учебном году все школы будут обеспечены дезинфицирующими средствами, бесконтактными термометрами, руководители отработают графики с учетом количества учеников и педагогов. Если ситуация с заболеваемостью ухудшится, созданная оперативная группа реагирования и противодействия эпидемической угрозе примет соответствующее решение.

НЕ ТАК СТРАШНА МАТЕМАТИКА, КАК ЕЕ МАЛЮЮТ

Дистанционное обучение меня, как и всех родителей страны, застало врасплох и вселило панику. Я понимала, что программу по математике и физике за восьмой класс вряд ли осилю, помочь смогу разве что в гуманитарных науках. Мой сын, казалось, был совершенно спокоен. У него все под контролем.

Паника усилилась, когда в родительском чате каждый день начали приходить задания по разным предметам. Я их передавала сыну, первое время он все исправно выполнял и оправлял учителю на проверку. Но так было всего пару недель. Дальше Родя решил, что бесконечные задания можно не делать, и выполнял их выборочно – только то, что нравится и получается лучше всего.

Ни уговоры, ни просьбы не помогали. Он просто не делал задания и точка. Уроков в ZOOM-онлайн при этом не было – все изучал сам. Я сначала нервничала, пыталась вникнуть в материал, объяснить ребенку. Но очень скоро сдулась. Потому решила не портить нервы себе и сыну и смотреть, что будет дальше.

В начале мая, когда об уроках почти никто уже не думал, потому что предпочитали гулять на улице, я напомнила, что скоро конец учебного года и до середины месяца нужно сдать все хвосты, иначе в табель поставят низкий балл. Как ни странно, это подействовало, и следующие две недели сын упорно решал задания по математике и другим вызывающим у меня дрожь предметам.

Табель меня удивил – там стояли оценки даже лучше, чем я ожидала. Что касается знаний – будем смотреть по успеваемости в начале девятого класса. Очень надеюсь, что первый месяц учителя уделят повторению пройденного во время карантина материалу. В первый день каникул я выдохнула с облегчением. Сейчас жду 1 сентября с огромной надеждой на обычное очное обучение.

С «ИНТЕЛЛЕКТОМ» ВСЕ В ПОРЯДКЕ

А вот моя подруга Катя дистанционным обучением очень довольна, хоть и отмечает, что это было непросто. Ее дочь Кристина перешла во второй класс, занимается по программе «Интеллект».

С началом дистанционки учительница выбрала альтернативный метод обучения детишек. Она отказалась от работы в программах ZOOM и Google class.

«Мы занимались по скайпу, – рассказала Катерина. – Учительница разделила деток по небольшим группам и занималась с каждой отдельно. Наша начинала в десять утра. Кристина успевала проснуться, привести себя в порядок, поесть, сделать красивую прическу, выбрать наряд и подготовиться к уроку».

Детей учительница группировала по принципу успеваемости, чтобы у всех был примерно равный уровень знаний. Во время урока детишки получали новый материал и отчитывались о сделанных уроках. Благодаря небольшому количеству учеников каждый успевал ответить на виртуальном уроке, каждому учитель могла уделить время.

«Программа «Интеллект» непростая, – делится Катя. – Много заданий, в том числе творческих. Во время дистанционки было так же – мы писали, читали, считали, рисовали и делали поделки. Мне, как маме, конечно, было сложно. Но мы справились, и я считаю, что на дистанционном обучении было не хуже, чем на очном».

Виктория ЛИХОШЕРСТНАЯ, психолог СОШ №14: «Говорить обо всех детях в контексте оценки онлайн-обучения нельзя. Все ребята разные. В процессе обучения они по-разному проявляют эмоции. Хорошо, когда учитель видит эту реакцию и отдачу, это помогает ему глубже вовлекать детей в процесс. В этом плюс живого взаимодействия между педагогами и школьниками. Конечно, опыт обучения онлайн новый, еще многое предстоит освоить. Но уже очевидно, что у этой формы обучения недостает инструмента контроля. Есть сложности в мотивации малышей».

КАК ЭТО БУДЕТ С 1 СЕНТЯБРЯ

Главный санитарный врач Украины Виктор Ляшко заявил, что с 1 сентября украинские школы заработают в обычном режиме. Кроме «красных зон», где эпидемиологическая ситуация будет диктовать свои правила и, вероятно, приведет к внедрению онлайн-обучения на постоянной основе до спада заболеваемости. При этом единого алгоритма действий для школ, расположенных в «красных зонах», правительство пока не представило. Возникают вопросы и относительно смешанного типа обучения, который предполагается для «желтых зон». Педагоги считают, что такой подход к образованию вызовет конфликт интересов, ведь каким-то предметам получится уделять больше внимания, а каким-то меньше.

На днях в МОН представили онлайн-курс о дистанционном и смешанном обучении. Регистрация открыта для педагогов и руководителей учреждений общего среднего и профессионально-технического образования.

Что касается днепровских школ, которые начнут работу в обычном режиме (Днепр и область – по-прежнему в «зеленой зоне»), учебный процесс все же претерпит некоторые изменения ввиду коронавирусной угрозы. Из обязательных нововведений согласно рекомендациям МОН в школах отменят кабинетную систему, задействуют запасные выходы. Организуют разводку детей по времени начала занятий и посещению столовых, нанесут разметку в коридорах для соблюдения социальной дистанции, расставят парты на расстоянии 1,2—1,5 метра, на этажах организуют места для обработки рук антисептиками, учащихся и персонал вне уроков обязуют носить маски. Педагогов ими обеспечат за бюджетный счет. За средства города все школы Днепра снабдят дезинфекторами для обработки поверхностей. Педагоги традиционно перед началом учебного года пройдут медосмотр. В начале дня им будут проводить температурный скрининг. В учебных заведениях отмечают, что готовы к любому развитию событий.

Мария Матюшкина

Ольга Смирнова

Поделиться: