От деталей броненосца до передовой сельхозтехники: забытое прошлое комбайнового завода в Днепре

Евгентий Гольдман
    -

Днепропетровский завод им. Ворошилова. Для большинства днепрян он известен, как комбайновый завод. Когда-то тут работали тысячи горожан, а с конвейеров сходили передовые образцы сельхозтехники. Впрочем, так было не всегда. Предприятие не всегда было «мирным» и мало кто может позавидовать его судьбе. О том, как появился, разрушился до основания, возродился и «умер» знаменитый завод, — расскажет корреспондент «Наше Місто».

Предприятие ведет свою вековую историю от имперского сталелитейного завода «Эзау». Его построили в 1896 г. на месте старой механической мастерской. В последующие годы завод переходил из рук в руки, много раз менял названия и «ассортимент» выпускаемой продукции. В первые годы своего существования, завод принадлежал бельгийскому «Обществу Екатеринославских железоделательных и сталелитейных заводов», Азово-Донскому коммерческому банку, «Обществу машиностроительных и чугунно-литейных заводов Рудзского и К°». В тот период завод выпускал стальное фасонное литье, колеса для паровозов и вагонов, детали кораблей и фрагменты доменных и коксовых печей.

Тут же отливались сложные части механизмов для броненосца «Князь Потемкин-Таврический», детали брони и аппаратуры для крейсеров «Очаков» и «Кагул». В годы русско-японской, а позже — 1-й Мировой войны с конвейеров сходили десятки тысяч снарядов для артиллерии.

После прихода власти советов и последующей национализации в 1918 году, завод долгое время стоял без дела. Все потому, что жизненно необходимых средств на восстановление, после тяжелых лет гражданской войны — не было. Только в 1928 году правительство приняло решение восстановить завод. Он получил новое название, — «Пресстрой». К слову, реконструкция далась с большим трудом. Нужное оборудование задерживалось, а агрегаты с трудом становились на место дореволюционных. Впрочем, грянула война и коллективу завода пришлось снова пройти ещё более сложное испытание. Рабочие достойно справлялись с заданиями по выпуску оборонной продукции и преодолели все трудности и лишения, в связи с эвакуацией завода на Урал. Вернувшись домой в 1944 году, вместо цехов завода, промышленной зоны и дымящих труб стояли лишь руины. Завод снова пришлось восстанавливать. На этот раз — из пепла.

В послевоенные годы перед заводом поставили непростую задачу, — создать машину для подъема сельхозпродукции. В частности, — свекловодства. Нужно было построить целый комплекс машин для уборки, погрузки и транспортировки свеклы. Работа пошла и уже сентябре 1947 г. были изготовлены первые образцы. Свеклоуборочные машины СПГ-1 полностью соответствовала нуждам колхозов и к началу 60-х годов Днепропетровский комбайновый завод стал главным специализированным предприятием по выпуску свеклоуборочной техники в Союзе.

Упадок некогда передового предприятия начался еще в 2003 году, а в 2011 завод окончательно остановился. Комбайн, который долгое время напоминал о былом величии завода перед центральной проходной, — убрали. Сейчас на территории завода располагаются бесчисленные СТО, пыльные склады компаний-перевозчиков и крохотные цеха.

Как выглядел комбайновый завод в далеком 1955 году на своем YouTube канале VitalWay рассказал днепровский блогер Виталий Пискун.

Поделиться: