Первая переправа на «большой дороге»: вековые тайны старейшего моста в Днепре

Евгентий Гольдман
    -

Старейший из мостов Днепра — мост номер один (Амурский или Старый), был сооружен и торжественно открыт 18 мая 1884 г. Одновременно с открытием Екатериненской железной дороги по нему проехал первый паровоз. А до этого, на протяжении почти двух веков, река Днепр стояла преградой на «большой дороге» из Батурина через Гадяч, Полтаву, Кобеляки, Перевалочну, Сичу до Перекопа. Чтобы преодолеть ее, был устроен перевоз. На правом берегу его находилась слобода Новые Кайдаки, а на левом берегу — слобода Каменка (ныне часть жилмассива Ломовский). Мост несколько раз перестраивался, а в 1955 на открытии обновленного Амурского моста устроили настоящий праздник. Сегодня, 18 мая, мосту с невероятно интересной историей исполняется 136 лет, передает корреспондент «Наше Місто».

Амурский, или как он известен большинству жителей Днепра, — Старый мост — совмещенный автомобильно-железнодорожный мост через реку Днепр в городе Днепре. Соединяет Центральный и Амур-Нижнеднепровский районы города.

До основания Екатеринослава, в этой части реки функционировал известный казацкий перевоз. Он помогал жителям Левобережной Украины ехавшим на Сечь и в более южные районы. Перевоз этот располагался в районе Нового Кодака на правом берегу Днепра и Каменки на левом берегу.

В 1796 г. был устроен первый наплавной мост и перевоз через Днепр. Такой мост, конечно, не мог удовлетворить потребностей в организованном сообщении.

Идея о строительстве моста была реализована только с постройкой Екатерининской (ныне Приднепровской) железной дороги в 1881–1884 годах. Строительство железной дороги стало необходимым с началом освоения Донецкого каменноугольного и Криворожского железнорудного бассейнов, которые были разделены сотнями километров степи и водной преградой – Днепром. Именно А.Н. Поль оценил значение этих богатств для края и провел полное исследование качества руды и величины ее запасов. А. Н. Поль, со свойственной ему энергией, начинает ходатайствовать перед правительством о постройке железной дороги, которая могла бы соединить два богатейших региона.

Наконец, в 1881 г. было дано высочайшее распоряжение на строительство железной дороги с мостом через Днепр. Дорога, получившая наименование Екатерининской, была построена в 1884 г., связав Екатеринослав с Лозово-Севастопольской и Харьково-Николаевской дорогами. Строительство обошлось казне в 30 900 000 рублей!

18 (30) мая 1884 г. в Екатеринославе торжественно открыли новый мост Екатерининской железной дороги. Официальное название – «мост Императора Александра III».

Автором проекта моста был инженер Николай Аполлонович Белелюбский, который стал профессором Петербургского института путей сообщения в 28 лет (!). Построенный по проекту академика Н.А. Белелюбского, Днепровский мост являет собой двухъярусное сооружение длиной более полутора километров при общем весе 9525 тонн.

Амурский мост был двухъярусным: на нижнем ярусе располагалась одноколейная железная дорога, на верхнем – дорога для пешеходов и повозок (а позже – автомобилей).

Длина моста составляла 592 сажени (1263 м) от конца до конца стояков, и 645 саженей (1376 м) от конца до конца железного сооружения. По своим размерам тогда это был третий мост в Европе после Александровского моста через Волгу и Мурдейского моста в Голландии. Строительство этого грандиозного моста обошлось городской казне в 4 миллиона рублей, часть которых пожертвовал А. Н. Поль.

В 1889 году, на Всемирной выставке в Париже, мост был награжден золотой медалью, как и Эйфелева башня в Париже. Современники сравнивали мост с чудом, дотоле невиданным в приднепровских степях. Грандиозное металлическое сооружение протянулось между двумя берегами Днепра, установив прочное сообщение между двумя промышленными бассейнами – Кривбассом и Донбассом.

В XX веке несколько раз мост разрушали (1920, 1941) и каждый раз восстанавливали заново. В 1935 г. через мост был пущен трамвай. После Второй Мировой войны мост пришлось отстраивать практически с нуля. В итоге от старого моста остались лишь опоры и внешняя схожесть конструкции: отдаленно похожие фермы и второй ярус. Кроме того, у восстановленного моста появился разводной пролет. В новом образе мост открылся в 1955 г.

В декабре 1955 г. заново восстановленный Амурский мост сдан в эксплуатацию. Эта дата украшает пилоны при въезде на мост с правого и левого берега. До 1955 г. реку преодолевали через временный мост на деревянных опорах (их остатки можно найти возле левого берега Днепра). В 1956 г. по мосту прошел первый троллейбус, а позднее – автобус.

Источник: Facebook сообщество Днепровская Губерния

Ещё больше новостей после рекламного блока. Смотрите ниже 

Поделиться: