Skip to content

Мир на карантине: как выжить и не сойти с ума

Евгентий Гольдман

Евгентий Гольдман

Новый коронавирус поставил современного человека в условия, с которыми ему сложно смириться. Необходимость изоляции, невозможность свободно перемещаться, отказ от привычных радостей в виде любимой кофейни или похода в гости — все это поначалу казалось какой-то детской игрой, возможностью пожить на своеобразном необитаемом острове.

Теперь же, когда длительность карантина исчисляется месяцами, иррациональность подобного существования для людей, привыкших к активным действиям, считающих себя единственными хозяевами собственной жизни, начинает утомлять.

Но хочешь не хочешь, а приходится мириться. Хорошо одно — в конечном итоге карантин закончится. Главное — не просто пережить это время, но и постараться использовать его с максимальной пользой.

О том, как переживают карантин в Англии, Чехии, Швеции и Германии, рассказывают наши соотечественники, живущие в этих странах.

Чехия: ответственность и сознательность

20-летняя Анастасия Лозинская — студентка. В Праге живет полтора года, учится в университете финансов и управления на факультете маркетинговых коммуникаций.

По наблюдениям девушки, чехи — очень ответственные и сознательные люди. Поэтому правила карантина в основном соблюдают. В общем, настоящие законопослушные европейцы.

С самого начала введения ограничений абсолютно все, кто находился вне дома, должны были иметь на лице защитную маску или шарф. Правда, теперь правительство Чехии ввело некоторые послабления. К примеру, маску могут не надевать водители и пассажиры автомобиля, если они — члены одной семьи, дети до двух лет, люди с ментальными расстройствами. С 9 апреля можно заниматься индивидуальными видами спорта, бегать, ездить на велосипеде без маски. Соблюдать дистанцию два метра по-прежнему обязательно. Открылись магазины с товарами для стройки и ремонта, для хобби, по продаже и обслуживанию велосипедов. Католическую Пасху чехи отпраздновали в парках и на природе, занимаясь спортом.

— Очень заботятся здесь о пожилых людях, — рассказывает Настя. — Так, с 9 до 12 часов делать покупки в супермаркете или аптеке могут только они.

Перемещаться по Праге можно за необходимыми продуктами, в аптеку, банк или на почту. По-прежнему закрыты все заведения общественного питания. Правда, часть из них работает в режиме take away.

Кстати, транспорт в Чехии, в отличие от Украины, работал и работает в обычном режиме. Трамваи, метро и автобусы регулярно обрабатываются и внутри всегда есть антисептики.

Поначалу жители страны отнеслись к ситуации не слишком серьезно. Но тут все решило правительство. С 14 марта в Чехии ввели чрезвычайное положение, так что людей на улице почти нет.

— А если и есть, то в масках, — уточняет Настя. — Свободно никто не прогуливается.

Не обошла стороной эту европейскую страну и карантинная паника. В первый же день с полок магазинов исчезли яйца, макароны, замороженные продукты и, конечно же, туалетная бумага.

— Правда, на следующий день все снова появилось, зато спокойствию чехов теперь ничего не грозит, — смеется девушка.

Что касается чешских студентов, они, как, наверное, и молодежь любой другой страны, о каких-то закупках впрок особо не думали.

— Но зато у нас появился годовой запас хлопьев и молока, какие-то схваченные во время всеобщего помутнения крупы и три замороженные пиццы, которые мы почти никогда не едим, — улыбается Настя.

Учатся в Чехии дистанционно. Лекции либо записывают на видео, либо проводят онлайн-трансляции. Многие корпорации разрешают сотрудникам работать из дома (особенно тем, у кого есть дети, ведь все школы тоже закрыты). Это не слишком удобно, но вполне реально.

Конечно, дома сидеть, как говорится, безвылазно было бы сложно.

— Я и мои друзья время от времени ездим друг к другу, тщательно моем руки и потом отдыхаем, как обычно, в формате домашней вечеринки, — рассказывает девушка. — Недавно устроили пару фотосессий.

Конечно, не хватает обычного социального общения и возможности спокойно наслаждаться приходом весны, прогулок.

Что касается штрафов, нарушителей в Чехии особо не наказывают.

— Потому что их нет, — говорит Настя. — Люди здесь осознают серьезность проблемы, поэтому и соблюдают основные правила карантина.

В общественном транспорте работники полиции проверяют наличие масок. В случае ее отсутствия — штраф пять тысяч крон (около 200 евро). Так что даже бездомные каким-то образом решили эту проблему — все в масках.

— Как бы то ни было, но данная ситуация все-таки научит человечество чему-то хорошему. Например, ответственнее относиться к своему здоровью, думать о других людях, с более слабым иммунитетом, и регулярно мыть руки.

Великобритания: уравновешенность и полное доверие правительству

Максим Курилов с женой Анной и дочерью Марией живут в городе Уорик (Warwick), административном центре графства Уорикшир. Взрослые работают в сфере IT, малышка ходит в садик.

— У нас небольшой провинциальный городок, особо шумно тут никогда и не было, — говорит Максим. — Так что сказать, что с введением ограничений жизнь тут остановилась, я не могу. Все, как и было, — тихо, размеренно, спокойно.

Поначалу Великобритания хотела обойтись без ЧС и ЧП. Единственное — были закрыты школы и увеселительные заведения, а людей просили самоизолироваться, если у них или у домочадцев наблюдались симптомы вируса. Правда, позже британское правительство передумало и таки ввело серьезные ограничительные меры.

— Если раньше у нас, по сравнению с другими странами, был своеобразный островок свободы, то теперь объявили локдаун по итальянскому образцу — надо сидеть дома, — рассказывает Макс.

Для украинцев может показаться удивительным, что жители этой страны очень доверяют решениям правительства.

— К примеру, пока официально не закрыли пабы, они не пустовали, — говорит Максим. — А поначалу из-за отсутствия строгих ограничений настроение вообще было расслабленное. И, если не смотреть новости, то только дефицит определенных товаров намекал, что что-то не в порядке.

Даже уравновешенные и сдержанные британцы умудрились впасть в ажиотаж с закупкой продуктов в самом начале карантина.

— У большинства в приоритете была туалетная бумага, — смеется Максим. — Это главный дефицит тут, хотя, например, бумажных салфеток валом. Мы купили с небольшим запасом круп, консервов, заморозки, но без фанатизма.

Кстати, маски и санитайзеры в Великобритании тоже в продажу поступают с перебоями, так что проблема эта глобальная и от уровня развитости страны совершенно не зависит.

— Удаленно работают те, кто может себе это позволить, — продолжает Макс. — А тем, кто не работает по объективным причинам, государство собирается погашать из бюджета 80 процентов зарплаты.

Детские сады и школы здесь, как и везде в Европе, закрыты. Хотя часть продолжает работать для детей ключевых работников — медиков, полицейских, работников супермаркетов, телекоммуникации и прочих.

— Нам с женой работать из дома привычно, но с ребенком, конечно, сложнее. Помогают родственники по скайпу, мультики и разные занятия на YouTube типа детской йоги. Чего не хватает? Живого общения! – говорит Максим Курилов.

Германия: дисциплинированно ждем, когда все закончится

Наталья Круммхаар с мужем Клаусом и дочерью Александрой-Николь уже много лет живут в немецком Зальцкоттене (район Падерборн, земля Северный Рейн-Вестфалия).

— У нас тоже не все и не сразу поняли, что новый коронавирус — это страшно и надолго, — рассказывает она. — Полным-полно было людей на улицах, шашлыки, мангалы, прогулки. Думали, что это своеобразные каникулы. Хотя, мне кажется, легкомысленное отношение к ситуации характерно, скорее, для тех, кто приехал в Германию из стран бывшего СССР. Немцы более дисциплинированы.

Впрочем, когда ввели штрафы за нарушение карантина, любителей погулять компаниями поубавилось. Никому не нравится, когда бьют по карману.

— У нас небольшой городок, все всех знают, а нарушать правила на глазах у других здесь не принято, — уточняет Наташа.

Когда начался всеобщий ажиотаж с долгосрочными закупками, с полок магазинов сразу исчезли вермишель, мука и сухие дрожжи.

— Запаслась ли я гречкой? — переспрашивает меня. — Конечно, запаслась, а как же? Целых два килограмма! Правда, еще до карантина (смеется). Думала, сесть на гречневую диету, а оно вон как получилось.

Школы, детские сады и вузы в Германии закрыты — обучение ведется дистанционно. На работу ходят только те, кто трудится на жизненно важных предприятиях. Наталья — одна из таких работников, поэтому сидения в четырех стенах избежала.

— Мне даже дали специальный пропуск на случай, если введут более жесткие карантинные меры, но пока он не пригодился, — говорит она.

На коронавирус в Германии тестируют тоже не всех подряд. По крайней мере, в земле, где живет семья Круммхаар. Только тех, кто приехал из-за рубежа, был в контакте с инфицированными или имеет проблемы с дыханием на фоне симптомов ОРВИ.

— Мы всей семьей недавно переболели, очень было похоже на коронавирус, но нас не тестировали, — рассказывает Наталья. — Может, это и к лучшему, значит, у нас уже иммунитет.

Дома сидеть, конечно, уже надоело. И если со взрослыми во время карантина все понятно — надо так надо, то детям попробуй объясни, почему нельзя гулять на улице, когда хочешь.

— Николь первое время очень хотела выйти, не понимала, почему нельзя. Теперь привыкла, — делится Наталья.

Домашнее задание немецкие школьники получают по электронной почте.

— Дома составили такое же расписание, как в школе, и учимся, — говорит она. — а по поводу общения — только вчера видела, как они всем классом устроили видеоконференцию, дружно щебетали. Пока только так.

Швеция: свободный выбор свободных людей

Татьяна и Петер Остберг живут на шведском острове Готланд. От их усадьбы до ближайшего города — несколько километров. Так что у них — такой себе островок безопасности. А вот сын с женой и маленькой внучкой Мирославой — в Стокгольме, там карантин чувствуется сильнее. Хотя назвать это карантином в том смысле, в каком мы привыкли, довольно сложно.

— Ограничения в Швеции вводились постепенно, — рассказывает Татьяна. — Поначалу даже вернувшихся из Китая не изолировали. Потом стали просить о самоизоляции.

Хотя то, что новый вирус не обойдет стороной, были понятно.

— Но Швеция — это страна, которая построена на принципах свободы, и они здесь неукоснительно соблюдаются, — говорит Таня. — Жесткие меры у шведов традиционно не популярны.

Ни маски, ни перчатки необязательны — только для медработников. А вот массовые мероприятия отменили. Хотя школам дали право выбора — закрываться или нет. Людям порекомендовали сократить контакты. Но! Только порекомендовали, никаких запретов.

— Большинство шведов и так понимают, что это их безопасность, их здоровье и ответственность за других, — говорит Таня. — Уровень сознательности граждан здесь очень высокий.

Практически вся инфраструктура в этой стране работает. Правительство не давало никаких указаний для бизнеса — хоть большого, хоть малого.

— Определенные требования, к примеру, к ресторанам есть, — уточняет Таня. — Так, расстояние между людьми должно быть полтора-два метра. Тех, кто, не выполняет это правило, пообещали штрафовать. Кстати, Трамп сказал о Швеции, что народ здесь более дисциплинированный, чем в США, у них такой либерализм привел бы к катастрофе (улыбается).

— У тебя есть знакомые с коронавирусом? — спрашивает Таня. — У меня нет. Поэтому лично мне все это напоминает какой-то страшный сон. Очень надеюсь, что он скоро закончится.

Автор: Наталия АДАМОВИЧ.

Категория: Архив, Новости Днепра, Общественные и социальные новости Днепра

Метки: ,

Приєднуйтесь до нас у

Дивіться також: