Днепрянам двоих царей заказали

Юлианна Кокошко
    -

Для академического театра оперы и балета 2020 год начался ярко и многообещающе. Его вокалисты и оркестранты побывали в Нидерландах и Италии. Европейская публика несколько вечеров подряд аплодировала операм «Набукко» Джузеппе Верди и «Борис Годунов» Модеста Мусоргского в исполнении днепрян. Эти зарубежные гастроли в очередной раз продемонстрировали высокий уровень мастерства наших артистов. Они достойны того, чтобы собирать аншлаги и принимать овации в свой адрес не только в родном городе, но и далеко за его пределами.

В Нидерландах аншлаги

В январе часть труппы днепровской оперы отправилась в Нидерланды. Оказывается, в этой стране уже много лет подряд гастролировали артисты из разных украинских городов, например, из Харькова. Днепрян же пригласили туда впервые, причем с заранее заказанным спектаклем.

Решение о том, что это будет именно опера «Набукко», главное действующее лицо в которой — одноименный вавилонский царь, принял нидерландский дирижер Йерун Виеринк. Днепряне выполнили заказ: великолепное произведение Джузеппе Верди поставил Владимир Назаров, художественный руководитель театра. В декабре состоялась премьера оперы на нашей сцене, а уже в следующем месяце часть вокалистов и оркестр в полном составе сели в автобусы и отправились в одну из самых благополучных и красивых европейских стран.

— Мы дали 17 спектаклей в разных городах, в том числе и таких крупных, как Амстердам и Роттердам, — рассказывает Валентин Пучков-Сорочинский, главный хормейстер театра. – Везде прекрасные залы, которые вмещали около тысячи зрителей. И сплошные аншлаги! Хор и оркестр во время спектаклей были полностью днепровскими, несколько солистов приехали из Одессы и Киева. Так, партию Абигайль поочередно исполняли Оксана Крамарева, солистка Национальной оперы Украины, и Наталья Сандак, солистка днепровской оперы. Затем мы отправились в Венецию, откуда добрались до Триеста, где проходили следующие гастроли.

К счастью, днепряне успели благополучно завершить гастроли до распространения в Италии коварного коронавируса. В «Борисе Годунове» участвовали не только наши артисты, но и местный хор. Причем для этих гастролей была взята другая редакция оперы, поэтому сложность для наших артистов заключалась в том, что нужно было переучить партии заново. Хор днепровской оперы справился с этой задачей на «отлично»! 

— Шесть спектаклей мы дали в Национальном оперном театре им. Джузеппе Верди, — продолжает главный хормейстер. — И хотя эта опера давно на нашей сцене, итальянцам мы показывали ее по спецзаказу. Постановку, которую когда-то осуществил Юрий Чайка, главный режиссер днепровской оперы, в Триест решил привезти Карло Антонио де Лючия, импресарио и режиссер. Прием был великолепный. Я счастлив, что наш хор наконец-то стали куда-то приглашать, а главное – оценили высокий уровень мастерства хористов.  Об этом свидетельствуют восторженные рецензии в итальянской прессе. Разумеется, местный хор во главе с Франческой Този  — тоже большие молодцы. Можно сказать, что мы подружились хорами и теперь надеемся на дальнейшие совместные проекты. Мы не были на полноценных гастролях около 15 лет. Исключение — разве что международный проект в Китае, куда мы попали случайно. Заменили тогда американцев, которые потребовали слишком высокий гонорар.

Две поездки в Европу подарили нашим землякам море впечатлений. В Нидерландах днепровских артистов в одном из небольших городов поселили в коттеджах на территории национального парка. Валентин Пучков-Сорочинский вспоминает, как его удивило то, что стоило хотя бы одному столбику покоситься, как сотрудники парка тут же его выравнивали. В местных магазинах, как правило, не выдаются бумажные чеки — таким образом проявляется бережное отношение к природным ресурсам. О высоком профессиональном и организационном уровне гастролей, которые состоялись при поддержке директора днепровской оперы Константина Пинчука, говорят и другие участники поездки.

Пиар-акция прошла на ура

Днепряне ездили не только за дополнительным заработком, но и для того, чтобы показать себя.

– Для любого артиста гастроли – это не прихоть, не заробитчанство, а необходимое условие творческого роста, — подчеркивает Татьяна Каплунская, артистка оркестра театра оперы и балета. – В Нидерландах до нашего приезда многие понятия не имели о том, что где-то на карте есть такой город, как Днепр. По сути, мы сделали для него большую пиар-акцию, показав труппу оперного театра высокого класса. Комфортно было работать с дирижером Йеруном Виеринком. Он относился к нам бережно, практически, как к детям. Сразу понял наши проблемы с инструментами, которые, к сожалению, далеки от совершенства. Принимали нас везде замечательно, но мне больше всего запомнился роттердамский концерт. В этот день объявили штормовое предупреждение, погода ужасная. Тем не менее зал на полторы тысячи мест был полон! Оперу в Европе посещают в основном те, кому за 40. Это считается большой проблемой, а потому для привлечения молодежи режиссеры стараются максимально осовременить уже известные постановки. Мы же привезли классическую оперу – брали не столько креативом, сколько качеством исполнения.

Партию Василия Шуйского в «Борисе Годунове» в Италии исполнял легенда днепровской оперы Эдуард Сребницкий, народный артист Украины. Его впечатлил высокий уровень итальянских хористов, которые разучили партии на русском языке и отлично дополнили нашу труппу, а также итальянских музыкантов и приглашенного дирижера Александра Анисимова, народного артиста Республики Беларусь. Несколько спектаклей пришлись на выходные дни. И тогда послушать «Бориса Годунова» приходила не только местная публика, но и зрители из соседних Словении, Австрии. Днепрянам было очень приятно такое внимание к их искусству.

— Несмотря на свою эмоциональность, итальянцы, впрочем, как и все европейцы, слушают оперу вдумчиво и сдержанно, — подчеркивает Эдуард Сребницкий. – В отличие от нашей публики, они никогда не аплодируют в середине спектакля, даже после первого акта. Все эмоции приберегают на финал. Когда смолкали последние аккорды, они не жалели оваций для обоих Борисов Годуновых (эту партию поочередно исполняли солист Национальной оперы Украины Тарас Штонда и солист днепровской оперы Владимир Гудзь. – Авт.). Несмотря на то, что Триест – город небольшой, с населением около 200 тысяч человек, оперный театр там существует около 150 лет. В нем замечательная акустика. Опера – это национальное искусство у итальянцев, они ее очень любят. И высоко ценят труд вокалистов, музыкантов. Например, зарплата артиста хора в Триесте около двух тысяч евро, у солистов еще выше. Стоимость билетов на спектакли — раз в десять выше, чем в Днепре. И люди ходят в театры, залы не пустуют.

Что ж, остается надеяться, что в Днепре у оперы и ее исполнителей тоже есть перспективы для творческого развития. Ведь смотреть качественные спектакли и слушать хорошие голоса достойна не только столичная публика.

Читайте все новости по теме «Коронавирус Днепр» на сайте «Наше Місто»

Хочешь узнавать новости Днепра первым, подписывайся на наш телеграмм-канал !

Поделиться: