Екатеринослав обетованный, или история Днепра как еврейской столицы Украины

Редакция "Наше мiсто"
    -
Екатеринослав обетованный, или история Днепра как еврейской столицы Украины на

Днепр часто называют еврейской столицей Украины. В городе действует культурно-деловой центр «Менора» – крупнейший в мире еврейский комплекс общей площадью около пятидесяти тысяч квадратных метров.

ЕВРЕЕВ ПРИГЛАСИЛ ПОТЕМКИН

Евреи жили в Екатеринославе со дня его основания. Как утверждает краевед Ирина Харченко, их пригласил Григорий Потемкин. Занимаясь заселением южных земель, он встретился в своем имении в Смоленской губернии с Иоахимом Игнатовичем и попросил организовать экспедицию в степную Украину, где на Днепре должен был вырасти новый город, вторая столица империи.

Иоахиму Игнатовичу понравилась богатая природа Малороссии, и он решил осесть здесь. А заодно сагитировал на переселение еще несколько еврейских семей. С них и началось формирование общины, считает краевед.

Екатеринослав обетованный, или история Днепра как еврейской столицы Украины на

В конце XVIII века евреям разрешали селиться только в Белоруссии, Польше и Малороссии. В 1791 году императрица Екатерина II издает указ «О предоставлении евреям гражданства в Екатеринославском наместничестве и Таврической области». И уже в 1793 году в Екатеринослав, тогда уже губернский город, массово устремились евреи. К рубежу XVIII–XIX веков их численность превысила 300 человек, а в губернии их жило около тысячи. Они активно способствовали развитию города.

ПРИБЫЛЬНЫЙ БИЗНЕС

Екатеринослав обетованный, или история Днепра как еврейской столицы Украины на

Тогда в основном евреи занимались лесным бизнесом. Дерево сплавляли по Днепру, и в Екатеринославе была остановка, поскольку дальше шли пороги. Ирина Харченко рассказывает, что в районе цирка находилась лесная площадь.

– Берег от железнодорожного моста, кончая Литейной улицей, был сплошным складом, – говорит она. – Именно здесь лес распиливали и продавали. Работа кипела днем и ночью. Берег был настолько завален деревьями, что подобраться к речке было невозможно, и приезжие часто не знали, что город стоит на Днепре.

Особого расцвета Екатеринослав достиг в 60–80-х годах XIX века, после открытия Александром Полем железорудных рудников. В город массово повалили иностранные инвесторы. Практичные евреи тут же организовали бизнес с доходными домами. Город превратился в сплошную стройплощадку. Эти дома до сих пор украшают старый центр Днепра.

– Отели тоже строились, но доходные дома пользовались большим спросом, – рассказывает Ирина Харченко. – Приезжие промышленники снимали трех-пятикомнатные квартиры, которые состояли из гостиной, спален, кухни, комнаты для прислуги. Единственным неудобством было отсутствие канализации. Поэтому лестничные площадки были заставлены ночными вазами.

ДОХОДНЫЕ ДОМА – УКРАШЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА

На пересечении улиц Магдебургского права (в прошлом – Гопнер) и Харьковской один напротив другого стоят два роскошных бывших доходных дома. Один из них принадлежал богатому купцу Берко Айзиковичу Штейну, затем перешел по наследству его старшему сыну, купцу 2-й гильдии Бенциону Штейну. В картушах над окнами можно увидеть букву «Ш» – Штейн. Здание на смежном участке, выходившее фасадом на Екатерининский проспект, также принадлежало Штейнам, но оно до наших дней не сохранилось.

На улице Владимира Мономаха (бывшей Московской) наибольшую ценность представляет самый первый от проспекта квартал, практически не изменившийся с начала ХХ века. Первые три здания – два доходных дома и особняк – принадлежали еврейскому купцу Шишману, но вскоре он продал все, кроме углового дома, выходящего на проспект.

Екатеринослав обетованный, или история Днепра как еврейской столицы Украины на

Доходный дом Шишмана никогда не сдавался простым жителям: его занимали различные конторы, магазины, кондитерская, банк. Таким образом, здание можно назвать первым в городе торгово-развлекательным центром. Сегодня его функциональное предназначение не сильно изменилось. В советское время здесь была библиотека, на что намекает название сменившего ее современного торгового центра «Лайбрери».

Основатель табачной фабрики караим Иосиф Джигит в 1897 году построил трехэтажный доходный дом, в котором размещались два магазина, его собственная квартира в десять комнат, занимавшая весь второй этаж, и папиросное отделение фабрики на третьем. Возле дома был мраморный бассейн с фонтаном. Сама табачная фабрика занимала три корпуса на этом же участке.

Фабрика Джигита обанкротилась в 1913 году, а после революции в ее корпусах разместили швейную фабрику им. Володарского. Вскоре здесь возвели новый корпус на углу улиц Гостинной и Шолом-Алейхема, в который встроили бывший доходный дом Иосифа Джигита.

ЕКАТЕРИНОСЛАВСКИЙ КИНОТЕАТР – ЛУЧШИЙ В ИМПЕРИИ

Екатеринослав обетованный, или история Днепра как еврейской столицы Украины на

В 1897 году евреи составляли уже более 36 процентов городского населения. При этом еврейским промышленникам принадлежало около четверти предприятий губернии. В первые годы XX века еврей Спектор в Екатеринославе построил один из лучших на тот момент в Российской империи кинотеатр на тысячу мест. А памятник Пушкину, до настоящего времени украшающий город, был создан еврейским скульптором Ильей Гинцбургом.

В середине XIX века открылась Хоральная синагога, которая впоследствии получила название «Золотая Роза». Она была построена на месте сгоревшей в 1833 году деревянной синагоги, возведенной в 1800 году. «Золотая Роза» на долгие годы стала одной из достопримечательностей города благодаря изысканным архитектурным решениям.

ПЯТАЯ ГРАФА

Екатеринослав обетованный, или история Днепра как еврейской столицы Украины на

В 1900-х годах еврейская жизнь Екатеринослава, несмотря на прокатившиеся по городу погромы, была разнообразна и активна. Ставились еврейские спектакли, строились новые синагоги и молитвенные дома, больницы и учебные заведения. Евреи участвовали в работе Городской думы, главным раввином города был избран Леви-Ицхак Шнеерсон, открылся Екатеринославский еврейский политехнический институт.

Но развитие еврейской жизни было остановлено сначала революцией и Гражданской войной, затем антиеврейской, антирелигиозной политикой советской власти. К концу 20-х – началу 30-х годов закрылись практически все синагоги города, в том числе и Хоральная. Это привело к тому, что в 1932 году, при введении паспортов нового образца со знаменитой пятой графой, многие евреи сменили фамилии и указали нееврейскую национальность.

В статье использованы материалы с сайта unexploredcity.com.

Автор Ника Богданова

Фото Владимира Федорищева

Поделиться: