Почему Днепр не стал тестовой площадкой для гиперлупа: эксклюзивные подробности

Редакция "Наше мiсто"
    -
Почему Днепр не стал тестовой площадкой для гиперлупа

Если бы в Украине появился «Гиперлуп», то из Киева в Одессу можно было бы добраться за полчаса. Но история не знает сослагательных наклонений. Транспорт пятого поколения не курсирует в Украине. Инновационная идея Илона Маска так и осталась только идеей. В сентябре 2019 года министр инфраструктуры Украины Владислав Криклий отказался от проекта «Гиперлуп» в Украине, которым ранее занимался экс-министр Владимир Омелян. Мы решили разобраться, почему проект «не выстрелил» и есть ли у него будущее в нашей стране. 

Смена власти

Почему Днепр не стал тестовой площадкой для гиперлупа

В феврале 2018 году уже экс-министр инфраструктуры Владимир Омелян решил подключиться к глобальному проекту «Гиперлуп». Именно Днепр должен был стать тестовой площадкой по внедрения транспорта пятого поколения. Омелян обещал украинцам реализовать амбициозный проект за пять, максим десять лет.

Экс-министр инфраструктуры сообщил, что «Укроборонпром», «Южмаш», «Агентство развития Днепра», «Интерпайп», Национальная академия наук Украины (НАНУ), «Платформа развития инноваций» и «UNIT.City» объединятся и создадут центр транспортных инноваций «Hype.ua». Одной из целей центра будет создание в Днепре тестовой площадки для развития «Гиперлупа». Строительство тестовой площадки планировалось в рамках развития индустриального парка «INNOVATION FORPOST» на Слобожанской проспекте.  

Внедрением проекта занималось КП «Агентство развития Днепра», которое в 2018 году за 198 тысяч гривен объявило тендер для оценки перспектив проекта в экономическом плане. 30 ноября 2018 года победителем аукциона стал Институт экономики и прогнозирования НАН Украины. 25 января 2019 года НАНУ заявило о перспективности внедрения транспортной системы «Гиперлуп» в Украине.

Но уже в сентябре 2019 года новый министр инфраструктуры Владислав Криклий на саммите YES отказался от строительства высокоскоростных поездов в Украине.

— Мы с господином Омеляном друг друга уважаем. Никто никого не обижает и тем более не вспоминает о «Гиперлупе». Я считаю, что идея, мягко говоря, абсурдная. И если мы хотим про что-то такое мечтать, то уже проще изобрести технологию телепортации. Это однозначно и быстрее и проще. И новые дистанции так можно организовывать. В нашем случае, к сожалению, «Гиперлупа» не будет. Но я все равно хочу, чтобы украинская инфраструктура ездила, летала, плавала и развивалась максимально по всем направлениям, — рассказывает чиновник.

Несостоявшийся прыжок

Экс-министр инфраструктуры Владимир Омелян настаивает, проект нужен Украине для экономического роста. А его реализация даст возможность работать на равных с Западными странами над развитием перспективных технологий.

Почему Днепр не стал тестовой площадкой для гиперлупа

— Может быть Криклий, Гончарук и Зеленский правы. Но тогда не только я ошибаюсь, а ошибается и Швейцария, и Франция, и Объединенные Арабские Эмираты, и США. Эти страны вкладывают огромные средства в эту технологию. Мы не будем жить нормально, если будем использовать только технологии предыдущего поколения. Кто-то может называть Хайперлуп абсурдом, но в свое время кто-то называл абсурдом космос, самолеты, метро и поезда. Если моя концепция победит, то потом все скажут «Володя, мы всегда были с тобой», — утверждает Омелян на Школе политической журналистики «Украинской правды».   

Почему Днепр не стал тестовой площадкой для гиперлупа

Городской голова Днепра Борис Филатов «скептически» относился к «Гиперлупу» с самого начала, но все же поддержал его.

— Я с самого начала относился с определенной долей скепсиса к этому проекту. Когда господин Омелян носился с этой идеей, то понятно, что у меня был своего рода скепсис. Зачем я буду ссориться с человеком. Тем более, что его подпись должна была бы стоять под проектом по реконструкции нашего аэропорта. Ну человек такое придумал. Опять же. Все равно мир живет идеями, но мне тяжело оценивать решения Криклия. Изначально у меня были большие сомнения насчет этой истории, — говорит Филатов.

Моя хата с краю

Владимир Омелян говорит, что в Украине достаточно предприятий, которые готовы работать над проектом и понимают стремления Министерства инфраструктуры и,  в частности, стремления экс-министра. 

— В нашей стране все присутствует для создания проекта. Есть космические технологии. У нас есть производитель труб «Интерпайп», который поставляет трубы по всему миру. У нас есть «Южмаш» и много конструкторских бюро, которые готовы это сделать и понимают, о чем мы говорим. С КБ «Ю» у нас была встреча. Мы с ними подписали меморандум. Мы подали заявление про финансирование в Еврокомиссию. Да и вообще, я думаю, что этот проект должен быть коммерческим, а не государственным. Проект может стать настоящей площадкой для современных технологий. В Украине это дешевле и быстрее, чем в Европейском Союзе. Поэтому в Украине это можно быстро отработать и создать новые рабочие места, — уверяет бывший министр инфраструктуры.

Почему Днепр не стал тестовой площадкой для гиперлупа

Мы решили проверить на сколько предприятия условной группы «Hype.ua» готовы к строительству «Гиперлупа» в Украине и какую роль они бы занимали в его создании. Но пообщаться удалось не со всеми, ведь ряд предприятий сразу отказались комментировать строительство «Гиперлупа». Среди них «Агентство развития Днепра» и «UNIT.City». Начальник управления коммуникаций «Интерпайп» Людмила Новак в телефонном разговоре пообещала корреспонденту «НМ» уточнить информацию у начальства, но впоследствии не отвечала на звонки. На информационный запрос «Интерпайп» также не ответил. Но в интервью «НМ» в 2018 году директор КП «Агентства развития Днепра» Владимир Панченко рассказал, что в рамках проекта «Гиперлуп» предприятие сможет продавать трубы из стали диаметром 3,7 метра.

С директором КБ  «Ю» Александром Дегтяревым нам не удалось пообщаться, так как во время нашего звонка он был в командировке. Об этом нам рассказали в его приемной. На информационный запрос предприятие не ответило. В «Укроборонпроме»  нам сказали, что концерн не принимал участие в разработке проекта «Гиперлуп». 22 ноября в «Южмаше» отметили, что на сегодняшний день у предприятия отсутствует любая информация насчет реализации проекта. А уже 27 ноября пришел новый ответ на запрос, в котором предприятие отказывается комментировать строительство «Гиперлупа.

Вперед в будущее

Оценка стоимости строительства «Гиперлупа» по маршруту «Киев — Одесса». Скриншот таблицы из доклада Украинского института будущего Украины

В июне 2017 года Украинский институт будущего опубликовал доклад, в котором эксперты центра Владимир Шульмейстер и Ярослав Пилипчук рассказывают о целесообразности запуска «Гиперлупа» в Украине. По оценке Украинского института будущего прогнозируемая стоимость постройки «Гиперлупа» с Киева в Одессу обойдется в 3,6 миллиарда долларов США. По их расчетам для покрытия только эксплутационных затрат стоимость билета «Киев-Одесса» будет 19,9 долларов. За другим подходом, чтобы проект окупился через 30 лет цена билета не должна быть меньше 4384 гривен. При такой стоимости рассчитанное время поездки «Киев-Одесса» составит 31 минуту.

Первый заместитель Министра инфраструктуры Украины с 2014 по 2016 годы Владимир Шульмейстер уверяет, в Украине «Гиперлуп» обязательно появится, но только после успешного запуска проекта в других странах.  

— У Украины есть не только шанс, а «Гиперлуп» у нас появится. Если этот проект станет успешным в мире, то он придет и к нам. Но он придет в виде инвестиций. Чужие дяди придут и построят. Я не верю, что украинская наука сможет сделать прорыв круче чем западные коллеги. Не из-за того, что у нас тут тупые люди остались. Отнюдь, нет. Просто те деньги, которые вхерачиваются во всем мире, они несопоставими с тем, что попадает у нас на этот проект. У нас это происходит на голом энтузиазме, — рассказывает эксперт Украинского института будущего.

Справка «НМ»

«Гиперлуп» (с англ. «гиперпетля») — проект вакуумного высокоскоростного поезда, предложенный в 2013 году американским венчурным предпринимателем Илоном Маском. По словам изобретателя, скорость поездов сможет достигать до 1220 км/ч. На сегодняшний день, проект до конца не реализован. Но на испытаниях уже удалось достичь максимальной скорости порядка 450-460 км/ч. Испытания проходят на полигонах в США — в Хоторне и Лас-Вегасе. Также возводится полигон в Тулузе (Франция).

Транспортная система «Гиперлуп», если говорить упрощенно, выглядит как труба большого диаметра, построенная между начальным и конечным пунктом маршрута. Внутри этой трубы перемещается специальная капсула. Если описывать сложнее, то проект вакуумного поезда «Гиперлуп» использует магниты и турбины, которые запускают капсулы на воздушной подушке. Сама система основывается на технологии линейного индукционного двигателя. Интервал движения поезда на 28 посадочных мест составляет от 30 секунд до 2 минут.  

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

У Днепра отобрали мечту: тендер по аэропорту отменен

Строительство нового аэропорта в Днепре в 2020 году не начнется. Тендер на его проектирование отменен в системе «ProZorro».

Екатерина Гаценко

Фото: пресс-служба Министерства инфраструктуры Украины, Дмитрий Ларин, Валерий Кравченко.

Поделиться: