Попал под машину — оплати: пешеходов заставят платить за ремонт авто, которые их сбивают

Евгентий Гольдман
    -

Пешеходы, ставшие виновниками ДТП, теперь будут за последствия материально. Соответствующее решение вынес Верховный Суд Украины. К слову, такая ответственность уже была прописана в Гражданском кодексе. Впрочем, на практике суды её практически не использовали, передает корреспондент «НМ».

Решение Верховного Суда

По данным из Единого реестра судебных решений, пешеход внезапно выбежал на дорогу в неположенном месте прямо вблизи перекрестка. На светофоре горел зеленый сигнал для водителей, разрешая им движение. В результате нарушителя сбил внедорожник Toyota Land Cruiser. Пешеход отделался телесными повреждениями, а внедорожник — механическими.

Суд установил, что водитель ехал с разрешенной скоростью движения. Более того, — не имел технической возможности избежать наезда. В итоге расходы на ремонт автомобиля, — более 100 тыс. грн суд первой инстанции постановил взыскать с пешехода. Рассмотрение апелляционных жалоб пешехода длились почти четыре года и закончилось в пользу водителя.

По словам юриста Вадима Володарского, решение ВСУ является беспрецедентным. Обычно Верховный Суд становился на сторону пешеходов.

«Много лет существовала судебная практика, согласно которой, если пешеход сам пострадал в ДТП, то в иске владельца автомобиля к нему отказывали, – разъяснил Володарский. – Дескать, пешеход – не владелец источника повышенной опасности (таковым по закону считается любой транспорт). И взыскивать с него за «повреждение источника повышенной опасности», якобы, не было оснований. Публикуемое решение – отказ от этой порочной практики».

На дороге все равны

Пешеходы являются такими же полноправными участниками дорожного движения, как и водители автотранспорта и велосипедисты, — добавил юрист Владимир Столитний. Согласно Правилам дорожного движения Украины, пешеходы имеют не только права, но и обязанности.

«Пункт 4.10 ПДД гласит, что перед выходом на проезжую часть пешеходы должны убедиться в отсутствии приближающегося транспорта. Пункт 4.13 ПДД прямо запрещает пешеходам выходить на дорогу, не убедившись в отсутствии опасности для себя и других участников движения; внезапно выходить или выбегать на пешеходный переход; допускать самостоятельный, без присмотра взрослых, выход детей дошкольного возраста на проезжую часть», – перечислил Столитний.

Увы, этим многие пешеходы регулярно грешат, становясь виновниками ДТП. По данным патрульной полиции, за 10 месяцев 2019 года в Украине по вине пешеходов произошло 579 ДТП с пострадавшими. Из них погибли 83 человека и получили травмы 533 человека. Этих жертв можно было бы избежать, не пренебрегай пешеходы правилами.

Впрочем, на практике в разы больше случаев, когда выбежавший на дорогу пешеход не пострадал. А вот водитель, резко выворачивая руль, врезался в другой автомобиль, столб или ограждение. В таком случае доказать вину пешехода было крайне сложно. Более того, получить с него компенсацию за ремонт — нереально. Теперь все изменится.

Такое решение совершит настоящую революцию в судах и позволит снизить количество ДТП по вине пешеходов, — уверены юристы. Пешеходы станут гораздо осторожнее, ведь помимо здоровья и даже жизни можно потерять и немалые деньги.

Взыскать деньги можно даже с погибших пешеходов

Юристы подчеркивают, — материальный ущерб можно взыскать не только с живого пешехода, но и с погибшего. Вернее, — с его наследников, но не более, чем в размере полученного наследства. Возможно, этот факт послужит для пешеходов дополнительным стимулом «посмотреть налево, потом направо», прежде чем переходить улицу.

Верховный Суд сформулировал правовые основания материальной ответственности пешехода в случае ДТП по его вине, — уверены юристы.

«Правовыми позициями ВСУ обязаны руководствоваться все суды, – уверен Володарский. – Хотя действует статья 1187 ГК, которая устанавливает «ответственность владельца источника повышенной опасности без вины», то есть бывает, что невиновный водитель платит виновному пешеходу. Но ВСУ применил статью 1166 ГК, регулирующую общие основания ответственности за нанесенный материальный ущерб. Главный вывод – у автомобилистов появляется право и возможность требовать возмещения ущерба, причиненного по вине пешехода. Страховые компании также получили возможность взыскивать в порядке регрессного иска с пешеходов-виновников ДТП суммы, выплаченные в качестве страховых возмещений по полисам автогражданки».

В свою очередь Владимир Столитний считает, что пешеходов, виноватых в ДТП, через суд заставить платить за поврежденный автомобиль, по-прежнему непросто. Для этого нужны «железобетонные» доказательства. Видеозапись с регистратора, видео с камер наружного наблюдения, — все, что бы доказать вину пешехода. Также могут помочь и экспертизы. Но в таком случае, суд затянется на долгие годы и обойдутся гораздо дороже ремонта машины.

Источник: Сегодня.ua

Хочешь узнавать новости Днепра первым, подписывайся на наш телеграмм-канал !

Поделиться: