Поколение Z: результаты реформы образования в Днепре

Мария Матюшкина
    -
Поколение Z: результаты реформы образования в Днепре. Новости Днепра

Уже полгода прошло с тех пор, как первоклашки при­шли в Новую украинскую школу. Так называется госу­дарственная программа, кардинально отличающаяся от старой. Пробно ее запустили еще в 2017 году. В Днепро­петровской области в эксперименте участвовали четыре школы. Уже в конце прошлого учебного года стало понят­но, что новая система образования – настоящий прорыв. Оказывается, школа может быть местом, где встречаются единомышленники, а учитель – главным другом, который выслушает, поможет и всегда примет ребенка таким, ка­кой он есть.

Но эксперимент – это всего лишь эксперимент. Как же обстоит дело сейчас, когда НУШ стала обязательной, мы решили разузнать, побывав в самой большой по числен­ности учеников школе Днепра – УВК №131 на Березин­ке. Тут на сегодняшний день учатся 1504 ребенка. Это и неудивительно, гимназия — одна из лучших в городе, и жители ближайших районов предпочитают отдать детей именно сюда. Например, в первый класс в 2018 году в это учебное заведение пришли 202 малыша вместо ожидае­мых ста пятидесяти.

Поколение Z: результаты реформы образования в Днепре. Новости Днепра

Когда мы вошли в класс, детишки как раз общались с учителем о зиме и снеге. За окном кружились снежинки, и школьники по очереди рас­сказывали о разных состояни­ях воды. Удивлению не было предела: откуда эти крошки знают о физических свойствах вещества?

Оказалось, просто, как все гениальное. В первом классе по системе НУШ практикуют интегрированный курс «Я исследую мир», в котором объе­диняется материал из многих сфер знаний. Например, если учитель рассказывает о снеге, то на следующем уроке ребята могут посмотреть небольшой фильм о нем, на математике решить задачку о снежинках, а на уроке творчества вырезать ее из бумаги или слепить из пластилина снеговика. В ито­ге у ребенка создается цело­стное восприятие изучаемого предмета или явления. При этом учитель сам выбирает метод и интенсивность подачи информации и может коррек­тировать учебную программу, учитывая потребности детей.

Поколение Z: результаты реформы образования в Днепре. Новости Днепра

Анжела Сильванович, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, учитель 1-го класса, рассказала:

Новая программа внесла много существенных изменений в образо­вательный процесс, — рассказала. — Дети учатся легко, без перегрузок. И уже заметно, что уровень знаний пер­воклассников вырос, по сравнению с прошлыми годами. Мы используем различные методы и формы работы: исследование, игры, активную творческую коллективную дея­тельность, обучение в группах. Именно обучение в группах помогает ребенку почувствовать важность командной работы, учит взаимодействию со свер­стниками и помощи ближнему.

Одним из самых важных и эффективных нововведений педагоги и психологи считают утренние встречи классного ру­ководителя с учениками. Они де­лятся впечатлениями, мыслями и заботами с одноклассниками. Происходит все так: перед нача­лом уроков учитель с ребятами собираются садятся на коврик и по очереди делятся своими эмоциями, рассказывают, в ка­ком настроении пришли в школу. Учитель при этом сидит вместе с детками, а не за столом или в кресле. Создается уютная друже­ская доверительная атмосфера.

Анжела Сильванович расска­зала, что в тот день, когда мы побывали в школе, ежедневная встреча проходила как обычно. Но все заметили, что одна девоч­ка грустила, с одноклассниками общаться не хотела, на вопросы отвечала, что все в порядке. Как выяснилось позже, малышка скучала по папе, который на­кануне уехал в командировку. Анжела Вадимовна предложила девчушке нарисовать на доске все, что захочет, чтобы порадо­вать одноклассников. Малыш­ка с удовольствием нарисовала целую картину – домик, семью и друзей. Всем рисунок понравил­ся, девочка порадовалась хоро­шему настроению товарищей и сама воспряла духом. Рисунок не стирали с доски весь день.

Поколение Z: результаты реформы образования в Днепре. Новости Днепра

Ребенок понимает, что в школе может найти друзей, тут его всегда поддержат и примут, — рассказала Виктория Лихо­шерстная, психолог СШ №143. – Утренние встречи чрезвычай­но важны. Они помогают в об­разовании команды. Детишки, общаясь, быстрее запоминают имена одноклассников, учатся высказывать свои чувства. А это то, чего не умеем делать мы, взрослые. Новое поколение – поколение Z. Это дети, открытые взрослым. Они умеют и хотят высказывать свои чувства.

В течение дня после каждого урока дети отмечают свое на­строение – в одних классах это импровизированные солнышки, на которые ребятишки цепляют прищепки со своими именами, в других – мешочки с кружочка­ми. Суть одна – учитель видит, как меняется настроение малы­шей в течение дня, и может от­корректировать его в сторону позитива, просто поговорив с ребенком или немного поменяв тактику подачи материала.

Постоянное общение, друже­ственная обстановка, сопережи­вание и поддержка – вот основ­ной посыл, который дает учитель детворе. Психолог Виктория Ли­хошерстная уверена, что такой подход к ученикам поможет в бу­дущем искоренить страшное яв­ление — буллинг.

Поколение Z: результаты реформы образования в Днепре. Новости Днепра

О своих впечатлениях о НУШ рассказали и родители.

Я довольна реформой, по­тому что мой Тимофей каждый день возвращается домой с хо­рошим настроением, — сказала мама Наталья Лузан. — За пол­года сын ни разу не сказал, что не хочет в школу. Ему нравятся учителя, уроки. И самое глав­ное — он уже научился писать, выражать свои мысли. Дети заполняют дневник впечатле­ний, и если сначала там были только какие-то смайлики, то теперь Тимофей может сфор­мулировать и написать о своих эмоциях.

Поколение Z: результаты реформы образования в Днепре. Новости Днепра

Мама первоклашки из 143-й школы тоже поделилась своими эмоциями.

— В 143-й школе учатся двое моих детей – сын постарше и дочка в первом классе, — рас­сказала Яна Царева. – Я вижу, что разница между детьми су­щественная. Сын, общаясь с сестренкой, с завистью говорит, что с удовольствием снова по­шел бы в первый класс. Дочь ходит в школу с огромным ин­тересом. Еще до школы она умела писать печатными буква­ми, читать на русском и украин­ском. Но некоторые детки не были подготовлены. Сейчас все пишут и читают примерно на одном уровне.

По словам Яны, старший сын в свое время ходил в шко­лу только потому что нужно, без энтузиазма. С дочкой все по-другому.

В сентябре, походив в школу всего пару недель, она заболела, — вспоминает Яна. – Утром, когда поняла, что с температурой на занятия не по­йдет, плакала и причитала, что это несправедливо: брат не хо­чет в школу, но он не болеет, а она хочет и заболела.

«В НУШ дети только в игры играют?» – спрашивают роди­тели, которые еще не столкну­лись с новой системой обуче­ния. Нет, дети обучаются, играя. У учителя есть задачи и цели, к которым он идет своим мето­дом, уменьшая число занятий на определенную тему или уве­личивая, если видит, что малы­ши не успевают усвоить новый материал. Обучение проходит в творческой атмосфере, с по­мощью многих предметов и материалов, которые раньше использовали только для игры или развлечений.

Кто бы мог подумать, что любимый большинством детей конструктор Лего может быть не просто игрой, но и обучающим материалом.

Поколение Z: результаты реформы образования в Днепре. Новости Днепра

Психолог Виктория Лихошерстная рассказала:

В НУШ главное – это то, что ребенок развивает свой эмоцио­нальный интеллект. То, насколько он умеет воспринимать и контролиро­вать свои эмоции и эмоции тех, кто находится рядом. Учителя много ра­ботают над развитием критического мышления ребенка. Но это происхо­дит мягко, в дружеской атмосфере. Есть мнение, что учитель сегодня снял с себя советскую авторитарную одежду, он творческий, дружественный и принимает ребенка как индивидуальность, давая ему знания и тепло души.

У каждого ученика на парте лежит набор из шести крупных разноцветных кирпичиков. С их помощью учитель может пояс­нить состав слова, предложения, задать математическую задачку и даже работать с логическим мышлением и памятью.

Например, Анжела Валенти­новна складывает кирпичики ба­шенкой, но специально ставит их так, чтобы со всех сторон торчали по одному-два сектора. Просит ребят внимательно посмотреть на конструкцию и повторить ее из своего конструктора. Прячет свою башню за спину и считает до де­сяти. Вуаля! Детишки с легкостью справляются с заданием. А тем, кто забыл правильное располо­жение кубиков, с радостью помо­гают другие ребята.

Поколение Z: результаты реформы образования в Днепре. Новости Днепра

Елена Кизиль, директор УВК №131, объяснила:

Благодаря успешной ре­форме децентрализации, кото­рая реализуется по инициативе Президента Петра Порошенко, наш город может направлять больше средств и ресурсов на решение важных задач, в том числе на развитие сферы обра­зования: ремонты и укрепление материальной базы школ, поддержку педагогов и сотрудни­ков, улучшение условий для детей.

За последние годы я вижу много положительных измене­ний в нашей школе. Во-первых, это увеличение количества уче­ников. Значит, к нам растет до­верие родителей, а педагогиче­ский коллектив с каждым годом работает лучше и лучше. Родите­ли ведь доверяют детей в первую очередь учителю. Во-вторых, это материально-техническая база, она развивается в основном за счет государственных средств. Все, что нужно было для НУШ, – приобрели в рамках образо­вательной субвенции, то есть за государственные деньги. Ремонт крыши нам также сделали за бю­джетные средства. Кроме того, в лучшую сторону поменялось питание в столовой. Несколько лет назад еда была не такой вку­сной. А о ее качестве мы можем говорить в том числе и судя по отзывам. В школе организован­но питаются не только ученики младших классов, но и старшие – это не буфетная еда, а полно­ценные обеды.

И самое главное – за пять лет изменилось отношение детей, особенно старшеклассников, к обучению. Они понимают важ­ность и ответственность внешне­го независимого тестирования и учатся на такой результат, чтобы их мечта осуществилась и они поступили в тот вуз, в котором хотят учиться.

Кроме того, последние не­сколько лет много внимания уделяется национально-па­триотическому воспитанию. Но вместо того, чтобы ежедневно рассказывать детям, мы даем им возможность самим про­явить таланты. В этом году, на­пример, праздновали пятилетие фестиваля украинской песни. Если ученик выходит на сцену и исполняет украинскую песню, да еще и патриотическую – это говорит о воспитании, об отно­шении к родной земле, народу и украинским традициям. Ни од­ного ребенка мы не заставляем петь или надевать украинский костюм, они это делают сами, от души. Нет класса, который бы не участвовал в этом песенном ме­роприятии.

Второй год проводим­ фес­тиваль английской песни. Мы делаем акцент именно на этот язык, считаем, что для выпускни­ка знание английского должно быть в приоритете. Математику можно учить, физику знать или не знать, а английский нужно знать всем до единого. Таковы современные реалии: чтобы быть успешным и востребован­ным, нужно знать иностранный язык, даже проживая в своей стране, и рассказывать о ней за границей на английском.

Читайте также:

В Днепре на ул. Космической перевернулся грузовик с пивом: движение парализовано

Дно журналистики заммэра Днепра Михаил Лысенко высмеял фейк о ремонте дороги досками

«Приятного аппетита»: в Днепре на Автовокзале шаурму готовят прямо на полу

В Днепре просят переименовать одну из улиц в честь Кузьмы Скрябина

В Днепре мужчина нашёл в машине питбультерьера

Вскрыл гараж и разбил окна: в Днепре поймали автомобильного вора-рецедивиста

Гребные лодки, прыжки с парашютом и пароход: как отдыхали в главном парке Днепра 60 лет назад

В Днепре «герой парковки» бросил свой автомобиль на пешеходном переходе напротив общества слепых

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram.

Поделиться: